Что противопоставить алкоголизму и наркомании.
Советы опытного врача. Исповедь русского алкоголика.

По благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА


Эта книга о том, что происходит с душой и телом больных тяжкими недугами пьянства и наркомании. Книга состоит из трех частей. В первой части опытный врач, посвятивший свою жизнь борьбе с алкоголизмом и наркоманией, в доступной форме говорит о проблемах, связанных с этой болезнью, объясняет суть физических и психических процессов в организме больного, делится наблюдениями из многолетней врачебной практики. Во второй части больной алкоголизмом рассказывает о своей тридцатилетней борьбе с этим недугом. Третья часть - православный молитвослов от недуга пьянства и наркомании. Эта книга будет полезна для всех, кто столкнулся с проблемой алкогольной - и наркозависимости. Авторы видят один путь избавления от этой беды - перевоспитание самого себя. В Православии перевоспитание самого себя называется покаянием (изменение ума, изменение своей жизни, отвращение от грехов, возвращение к Богу). Из тридцатилетнего опыта борьбы с этим недугом сделан главный вывод - истинное покаяние и исправление своей жизни возможно только с помощью Православной Матери-Церкви.

 

СОДЕРЖАНИЕ

К ЧИТАТЕЛЮ АЛКОГОЛИЗМ - ЭТО БОЛЕЗНЬ ФАКТОРЫ ПРИЧИНЫ ПОЧЕМУ АЛКОГОЛИКИ И НАРКОМАНЫ ПРОДОЛЖАЮТ ИСТЯЗАНИЕ НАД СОБОЙ? ИСПОВЕДЬ РУССКОГО АЛКОГОЛИКА "МНЕ БЫ ВЫКАТИТЬ ПОРТВЕЙНА БАДЬЮ..." ЮДОЛЬ ПЛАЧА СТРАШНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РЕШИМОСТЬ ИЗМЕНИТЬ ЖИЗНЬ УХАБЫ ТРЕЗВОСТИ ШКОЛА ОККУЛЬТИЗМА СВЯТАЯ ЦЕРКОВЬ АЛКОГОЛИЗМ -ОН И В АФРИКЕ АЛКОГОЛИЗМ НАИВНОСТЬ НЕ ЗНАЕТ ГРАНИЦ ТЕРПЕНИЕ И ТРУД ВСЕ ПЕРЕТРУТ ЖЕЛАЮЩИМ БРОСИТЬ ПИТЬ

 

К ЧИТАТЕЛЮ

Раскрытая Вами книга состоит из двух частей: медицинской и духовной. Обе части важны и взаимодополняют друг друга. Вторая часть - "Исповедь русского алкоголика" - предназначена не для устрашения обывателя, пристрастившегося к винопитию, а как предостережение и указание попыток выхода из губительного недуга человека, борющегося за жизнь, стремящегося сохранить себя как личность, семьянина и христианина.

Ценность этой книжки состоит в том, что она написана не теоретиками, а практиками: врачомнаркологом, постоянно и в течение многих лет работающим над этой проблемой, который лечит больных алкоголизмом и наркоманией современными средствами медицины - с одной стороны, и с другой стороны - больным с таким же длительным стажем, мучимым этой гнетущей болезнью, прошедшим все круги ада, испробовавшим все средства для выздоровления и все же достигшим скромных, но определенных результатов. "Исповедь алкоголика..." - это результат борьбы Бога с дьяволом за душу конкретного человека, нашего современника, его откровение - попытка помочь таким же, как он сам, перебороть зеленого змия, этого духа злобы, растлевающего души и телеса своих поклонников. Эта книга - взгляд на болезнь с двух противоположных сторон, обзор с двух полюсов, познание от добра и от зла.

Доверие к рассуждениям автора "Исповеди алкоголика..." и его рекомендациям основывается на известной евангельской фразе: "Кто сам был искушен, может и искушаемым помощи" (т.е. помочь). Св. праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что нельзя смешивать "человека - этот образ Божий - со злом, которое в нем, потому что зло есть только случайное несчастье, болезнь, мечта бесовская, но существо его - образ Божий, - все-таки в нем остается".

Братия, Православная Церковь любит всякого человека и в грехе его, и в позоре его. Дерзайте, боритесь, и Господь поможет вам.

священник Сергий Филимонов, Председатель Общества православных врачей г. С-Петербурга, кандидат медицинских наук

 

АЛКОГОЛИЗМ - ЭТО БОЛЕЗНЬ

Алкоголизм* - это заболевание, характеризующееся психо-физической зависимостью от алкоголя, в основе которой лежит включение алкоголя в обменные процессы организма. Причем, если на первом этапе формирования алкоголизма главную роль играют центральные механизмы действия алкоголя (т.е. на Ц.Н.С. - центральную нервную систему - повышается настроение, до эйфории, исчезает скованность, облегчается общение, наступает расслабление после стрессов), то на последующих этапах происходит более глубокая и серьезная перестройка обменных процессов в печени, где начинает вырабатываться большое количество алкоголь-расщепляющих ферментов и образуются новые ферментные пути для расщепления алкоголя. Таким образом, на уровне Ц.Н.С. образуются новые "алкогольные" рецепторы, которые требуют своего заполнения увеличенным количеством молекул алкоголя, что может объяснять выраженное влечение к алкоголю и затем утрату количественного контроля. Надо сказать, что в печени здорового человека организм сам вырабатывает собственный "внутренний" (эндогенный) алкоголь, который циркулирует в крови и, достигая Ц.Н.С., действует на "алкогольные" рецепторы, создавая определенный уровень настроения. Когда же человек начинает систематически алкоголизироваться, то выработка эндогенного алкоголя снижается, а при попытке перейти к трезвой жизни - человек обнаруживает, что ему "скучно", "жизнь не радует", иногда развивается депрессия. Это и приводит его к "необходимости" и оправданию нового и нового приема алкоголя. Чтобы сформировалась психофизическая зависимость от алкоголя, в среднем необходимо 8 - 10 лет систематического употребления алкоголя. Если же имеется наследственная отягощенность - отец или мать страдали алкоголизмом, то алкоголизм у их ребенка разовьется примерно через 3 года) после систематического приема алкоголя. В основном, у "среднего" больного алкоголизмом - форма употребления алкоголя запойная, а к запою приводит утрата количественного контроля. Но, в отличие от острой алкогольной интоксикации, больного алкоголизмом можно "вылечить" на следующий день... алкоголем, так как прием алкоголя в состоянии похмелья активизирует процессы расщепления продуктов распада алкоголя и, действуя на Ц.Н.С., создает психический комфорт. Если запой продолжается долго - 10-20 дней, то выработка алкоголь-расщепляющих ферментов в печени истощается, и пациент вынужден к концу запоя принимать небольшие дозы алкоголя, так как "организм больше не принимает", и часто прибегать к помощи врачей, так как развиваются общетоксические действия алкоголя на сердце, поджелудочную железу, печень, нервную систему, головной мозг. Грозным осложнением похмельного синдрома является алкогольный психоз - "белая горячка", что требует срочной госпитализации пациента в психиатрическую больницу. Очень опасным для жизни является и судорожный припадок, после которого может развиться инсульт, а в дальнейшем, алкогольная эпилепсия, слабоумие. Отдельно нужно сказать о печени. Печень у больного алкоголизмом постоянно функционирует в режиме перегрузки, что, в конце концов, приводит к дистрофии ее клеток, затем к атрофии и формированию цирроза. Ослабленную печень часто поражают вирусы гепатита "В" и "С". Необходимо подчеркнуть, что при систематическом употреблении алкоголя рано или поздно формируется психофизическая зависимость, т.е. алкоголизм. Причем, существует определенный "биоритм" алкоголизации. В основном, он зависит от накопления алкоголь-расщепляющих ферментов, которые в свою очередь "сигнализируют" в Ц.Н.С., где сигналы преобразуются в психологическое понятие "желание", "влечение к алкоголю". Среднестатистический период воздержания между запоями составляет 10 -14 дней.

При недавно сформированной алкогольной зависимости влечение к алкоголю может быть не осознанным, а на первое место пациент выдвигает различные поводы.

Роберт Берне писал: "Для пьянства есть любые поводы: Поминки, праздники, встречи, проводы, Крестины, свадьба и развод, Мороз, охота. Новый год, Выздоровленье, новоселье, Успех, награда, новый чин, И просто - пьянство без причин."

В дальнейшем, когда из-за алкоголизации у пациента возникают проблемы в семье или на работе, реже со здоровьем - влечение к алкоголю осознается, но возникает борьба мотивов: выпить - не выпить. Как правило, это происходит у личностно-зрелого человека, ориентированного на социальные нормы.

Компульсивное (насильственное) влечение к алкоголю характерно для последних стадий алкоголизма, когда алкоголь является ежедневным, основным "продуктом", "энергетическим носителем", а эйфорический эффект утрачен. Большое значение в формировании алкогольной зависимости играют социально-психологические факторы: неблагоприятный климат в семье, раннее приобщение к алкоголю, "алкогольные традиции" на производстве и в быту, психическая незрелость, неустойчивость эмоциональной среды, неуверенность в себе. При длительной хронической алкоголизации личность человека деформируется, изменяется. Вот основные типы:

1 ) Изменение личности по апатическому типу, когда человек перестает чем-либо интересоваться, чемулибо радоваться, удивляться. "Ему ничего не надо", жизнь проходит стереотипно: работа - рюмка - дом. Ему никто не нужен, он ни о ком не заботится.

2) Изменение личности по эксплозивному (возбудимому) типу. Этот человек раздражается по самому ничтожному поводу, причем дает взрывчатораздражительную реакцию с криком, киданием посуды. Часто бывает бит, если это происходит на улице.

3) Изменение личности по с интонном у типу. Этот человек - само понимание, но понимание его навязчиво, он назойлив, быстро отзывается на все предложения, любит общаться с незнакомыми людьми в барах. Но его синтонность или "резонансность" поверхностная, не глубокая. Нет критики к своим действиям, сознания, что он часто в тягость своим общением.

Предупреждению алкоголизма и выходу из алкогольной зависимости служит информация о механизмах формирования алкоголизма. К сожалению, слово "алкоголизм" является социальной "стигмой": обозначением того, что ты - ущербный, дефектный, неспособный. Поэтому, дескать, обращаться к врачу стыдно. Но ведь не стыдно заболеть сахарным диабетом, когда у человека недостаточно вырабатывается инсулина для перевода глюкозы из крови в ткани! Больному сахарным диабетом в легкой форме дают предписание: "не есть сладкого", - тогда он будет здоров, т.е. уровень глюкозы в крови будет в пределах нормы. Таким же образом и при алкоголизме: если человек уже знает, что алкоголь включился в его обмен веществ и вызывает определенные психофизические изменения, то логическим решением будет узнать у врача о необходимых условий для возвращения организма к норме.

Первое из этих условий - полностью исключить алкоголь из своего рациона, чтобы разорвать патологический круговорот биохимических реакций. Исключив алкоголь, необходимо нормализовать еще два звена - подавить выработку алкоголь-расщепляющих ферментов и параллельно снизить псих-эмоциональное напряжение, которое является выражением влечения организма к алкоголю. Дополнительно назначаются гепатотропные препараты и витамины группы В, которые всегда пребывают в дефиците при хронической алкоголизации. Как дополнение применяются препараты для нормализации вегетативных реакций, сосудистые препараты. Полностью избавиться, скажем, от сахарного диабета нельзя - можно научиться регулировать глюкозу в крови, соблюдая углеводную диету. Таким же образом необходимо следовать и при избавлении от алкогольной зависимости: полностью исключив алкоголь, выполнять все врачебные предписания. Но, к сожалению, не все так просто. Еще не до конца изучены все механизмы действия алкоголя, поэтому нет и какого-то одного лекарства для преодоления психофизической зависимости от "зеленого змия". Этим, к несчастью, и пользуются различные шарлатаны, далекие от медицины люди. Отражением некоторого "крена" в психологию больных алкоголизмом являются общества анонимных алкоголиков и наркоманов. Общества представляют собой товарищества выздоравливающих, уже не употребляющих алкоголь и наркотики больных, которые участвуют в дискуссионных собраниях и группах поддержки для пациентов. Они исключают внедрение специалистов - наркологов, т.к. считают, что только человек, находившийся в алкогольной и наркозависимости может понять другого такого же пациента.

 

ФАКТОРЫ

Все факторы, способствующие частому приему спиртных напитков можно причислить к специфическим условиям формирования алкогольной зависимости. К ним относятся, прежде всего, так называемые "питейные традиции", "алкогольная атмосфера", царящая в некоторых микро коллективах, семьях. Наличие "алкогольных лидеров", которые распространяют на окружающих алкогольные привычки, мнения о пользе спиртных напитков, "правила", и "нормы" их потребления. Другие же, имея затруднения в общении, вначале с помощью алкоголя лишь пытаются устранить этот барьер, но затем, из-за частого приема спиртных напитков, попадают в зависимость. Иные привыкли "снимать стресс" в конце недели после работы, а затем и почти каждый день. У кого-то хронические неприятности на работе или в семье, которые они также пытаются "решать" с помощью алкоголя. Если говорить об угрозе обществу, исходящей от больных алкоголизмом или наркоманией, то здесь нужно выделить несколько аспектов:

1) биологический вред - передача генетической предрасположенности к зависимости от алкоголя и наркотиков;

2) социальный - невозможно продуктивно работать, полноценно общаться;

3) семейный - страдают жена, дети пациента;

4) личностный - человек теряет лучшие черты своей личности, духовность. В конечной стадии алкоголизации - они все "на одно лицо". Это же касается и наркоманов;

5) криминальный - совершивший преступление в опьянении или в состоянии похмелья, как и человек, хранящий и употребляющий наркотики - подвергается уголовному преследованию, ставит себя вне общества.

 

ПРИЧИНЫ

Итак, алкоголь, являясь психоактивным веществом, изменяющим сознание человека - продается в продуктовых магазинах. Отношение государства и общества к алкоголю двойственное: _ с одной стороны - все праздники и торжественные события сопровождаются употреблением алкоголя, он прямо или косвенно рекламируется в фильмах, в литературе;

_ с другой стороны - все не любят пьяных, боязливо-брезгливо к ним относятся. Милиция с азартом вылавливает подвыпивших людей преклонного возраста.

Поэтому, пока существуют алкоголь и дискомфорт у человека (психический, физический, семейные проблемы, производственные) - всегда будет существовать и угроза формирования алкогольной зависимости. В отношении же наркомании - живучесть ее причин во многом зависит от государства: скажем, от наличия "порядка", жесткого контроля на всех уровнях (пути доставки и распространения наркотиков). А с другой стороны - большое значение имеет воспитание в семье и школе.где должно вырабатываться негативное отношение к приему наркотиков, формирование духовности, здоровых морально-нравственных ценностей. И, напротив - нестабильность в государстве, безработица, обнищание граждан - ведут к потере жизненных целей, перспектив. Люди пребывают в состоянии тягостной апатии, они не могут полноценно воспитывать детей, дети не получают доброкачественной психической основы. Наличие многочисленных распространителей наркотиков делает их легкодоступными, а "запрещенность" провоцирует любопытство и, в конечном итоге - стремление к уходу от реальности.

 

ПОЧЕМУ АЛКОГОЛИКИ И НАРКОМАНЫ ПРОДОЛЖАЮТ ИСТЯЗАНИЕ НАД СОБОЙ?

Ответа на этот вопрос порой мучительно ищут исстрадавшиеся родственники таких больных. Но... вот беда! Сам вопрос отражает непонимание проблемы. А суть проблемы сводится к тому, что алкоголь и наркотик, включившись в обменные процессы, делает человека дееспособным и дает ему комфортное психофизическое состояние - только при наличии наркотика или алкоголя в организме! При попытке резкого отказа от наркотика или алкоголя происходит нарушение обменных процессов, возникает "вегетативная буря", т.к. организм сам пытается "заместить" неполученное вещество и компенсирует эту замену очень "неловко" и даже опасно для себя, потому что отдельные "блоки" организма могут не выдержать (сердце, головной мозг) и "перегореть". Поэтому человек, который решил избавиться от алкогольной или наркотической зависимости, должен сознательно готовить себя к вступлению в состояние "болезни", дискомфорта. В отношении опийной наркомании человек "на отмене", действительно, испытывает сильные боли и в мышцах, и в суставах. Период "отмены" сопровождается тяжелым эмоциональным состоянием, с возбудимостью, агрессивностью, а иногда - с апатией, депрессией. На этом фоне человека постоянно мучает влечение к наркотику или алкоголю. Это влечение часто носит осознанно-насильственный характер. Человек вынужден или принять очередную порцию наркотика, или обратиться за помощью к врачам-наркологам. Если врачи помогли выйти из острого состояния похмелья, пациент должен решить для себя однозначно: полностью отказаться от приема наркотика или алкоголя. Но, как выясняется, "решить для себя" этот вопрос не просто. Проходит сравнительно небольшой период - 1 -2 недели, или 1 месяц - и происходит рецидив, т.е. возврат к прежнему состоянию. Главным причинным моментом здесь является возникновение влечения к алкоголю или наркотику, в основе которого лежат биохимические механизмы, подчиняющиеся собственному биоритму и обостряющиеся при различного рода напряжениях, стрессах, оживлении в памяти латентных образов, связанных с употреблением наркотика или алкоголя. У здорового нормального человека тоже может возникнуть желание выпить - влечение к алкоголю, но если это желание противоречит его семейным или производственным обстоятельствам, то здоровый человек переключит свое внимание на что-то важное, интересное. У больного наркоманией или алкоголизмом влечение к наркотику или алкоголю захватывает "все его существо", можно сказать, суживает внимание до уровня потребности - как жажда, голод, становится доминантой. И если человек не привык давать себе отчет, что с ним происходит, разбираться в своих ощущениях и чувствах, знать, что они означают, то тогда алкоголь неосознанно воспринимается как вещество, утоляющее "жажду" и дающее комфорт, и человек выпивает. Важнейшая задача человека, который хочет избавиться от алкогольной и наркотической зависимости - признать, что он попал в "химическое рабство" и научиться распознавать "сигналы" организма, требующие поступления наркотика или алкоголя. Даже тогда, когда само желание или влечение к алкоголю не осознается, а лишь наступает ощущение некого дискомфорта. К сожалению, наркотическая и алкогольная зависимость формируется на всю жизнь. Это значит, что если человек после лечения не употреблял алкоголь, допустим 5 или 10 лет, то, с возобновлением его приема, даже через этот срок, все симптомы зависимости восстановятся вновь. Начальная доза является своего рода "запалом". Поэтому нет абсолютно выздоровевших алкоголиков или наркоманов. Есть "непьющие" алкоголики и "неупотребляющие" наркоманы. Период неупотребления называется ремиссией. Ремиссия - это также динамическое состояние, претерпевающее периоды неустойчивости, становления, стабилизации. На каждом этапе становления ремиссии в разной степени играют роль биохимические и психологические факторы. Из этого следует, что лечение должно быть комплексным, и если на первых этапах - это, в основном, психофармакологические препараты с поддерживающей психотерапией, то в дальнейшем большое значение приобретает трудотерапия - какая- то полезная деятельность. Необходимо, чтобы пациент с наркоманией или алкоголизмом был постоянно занят, вовлечен в лечебный процесс. К сожалению, сроки лечения в городских больницах короткие: 1 -1.5 месяца и пациент выписывается не полностью подготовленным к трудовой жизни, он боится "сорваться", т.к. знает себя, свою болезнь. Поэтому, например, в отношении больных алкоголизмом существуют методы биологической (лекарственной) поддержки, когда перед выпиской, с согласия и активного желания пациента, ему вводят препарат продленного действия - тетурам, эспераль, антабус - который ставит под угрозу здоровье и даже жизнь больного, если он сорвется и выпьет, т.к. эти препараты вызывают сильнейшую реакцию несовместимости с алкоголем. Такой способ придуман от недостаточности наших знаний в отношении действия алкоголя на организм, но в то же время, его нужно рассматривать как "костыль", который поможет, если вдруг "неосознанно" рука потянется к рюмке. Надо помнить и о биохимической основе алкогольной зависимости, с тем, чтобы пациент не выступал в роли "зомби", а сознательно мог ориентироваться в себе, в своих побуждениях, реакциях. Из вышеизложенного понятно, что лечением больных алкоголизмом и наркоманией должны заниматься специалисты-наркологи, психиатры- наркологи. Обращение же к далеким от медицины "целителям", незнающим основ и специфики паталофизических, психических нарушений может привести не только к потере времени и средств. Когда пациенты и их родственники обращаются к экстрасенсам, в секты, к астрологам, колдунам - они рискуют окончательно утратить не только здоровье, но, подчас, и саму жизнь. Наркология как специальность возникла из психиатрии: до последнего времени лица, злоупотребляющие опьяняющими, одурманивающими веществами были пациентами психиатров. Вещества, используемые для такого злоупотребления можно разделить на три большие группы:

1. Седативные вещества и препараты, основным своим действием имеющие успокоение, сонливость.

К ним относятся опий и его производные, снотворные лекарственные вещества, средства для обезболивания и наркоза, транквилизаторы. Седативным веществом является алкоголь. 2. Стимулирующие препараты и вещества, оказывающие возбуждающее действие.

К ним относятся кокаин, эфедрин, феналиеновые прокзаодные, кофеин и другие.

3. Галлюциногены или психодислептики - это препараты вызывающие дезорганизацию психической деятельности в сочетании с психотической симптоматикой.

К ним относят производные конопли (гашиш, марихуана), мескалин, псилоцибин, ЛСД и другие.

Общим для седативных стимулирующих и галлюциногенов является их способность вызывать эйфорию и менять психическое состояние. В узком смысле слово "наркотик" - от греч.narcotics - усыпляющий, но в юридическом смысле наркотиками признаются вещества, которые социально опасны и криминогенны. При этом - алкоголь официально наркотиком не считают. Наркоманией же признается заболевание, если оно вызвано веществом, включенным в список наркотиков. Если же заболевание (зависимость) вызвано веществами, не внесенными в список наркотиков, то оно называется токсикоманией (с точки зрения юристов). Таким образом, алкоголизм также можно считать токсикоманией. Наркотики отличаются высокой наркогенностью, т.е. способностью вызывать привыкание, пристрастие и зависимость в течение очень короткого срока (после 2-3 инъекций героина появляется пристрастие - психическое влечение). Появившееся влечение к наркотику толкает человека на поиск и прием следующей дозы, к учащению приема, т.к. наркотик настолько изменил биохимические реакции в головном мозге, внедрился в них, что стал необходим. При непоступлении наркотика, организм "протестует" бурной реакцией, затрагивающей все системы: сосудистую, дыхательную, пищеварительную и, конечно, Ц.Н.С. Синдром отмены или - абстинентный синдром, выражаемый описанной реакцией, является признаком формирования физической зависимости. Для наркомании как и для алкоголизма свойственны характерные этапы в развитии болезненного процесса. Сначала формируется психическая зависимость, стремление достать наркотик, ощутить эйфорию. С учащением употребления растет доза наркотика (организм приобретает устойчивость), изменяется реактивность организма, т.е. если раньше после инъекции героина человек засыпал, то по мере формирования зависимости он сохраняет бодрость, активность, способность к деятельности. Влечение к наркотику приобретает компульсивный характер: будет наркотик - будет комфорт, и здесь уже речь не идет об эйфории. Формируется синдром физической зависимости, суть которого заключается в том, что удовлетворительное выполнение физических функций становится возможным только при постоянном присутствии наркотика в организме. Это же свойственно и для алкоголизма. Алкоголь - официально разрешен к продаже, его употребление не преследуется законом, в средствах массовой информации поддерживается образ настоящего мужчины, который может выпить залпом стакан водки, а затем закурить. Наркотики - запрещены законом, отношение к наркотикам боязливо-презрительное. У подростков и молодых людей существует тяга к приключениям, экспериментам, хочется все попробовать. Поэтому наркотики в первую очередь находят свое распространение среди этой группы населения. Начиная с 1997 г. в России отмечается "наплыв" героина - синтетического производного морфия, но действующего в 5 раз сильнее последнего. Самое страшное, что героин распространяется в школах. По опросам старших школьников Санкт- Петербурга пробовали наркотики до 90% молодых людей. Причем к распространению наркотиков привлекаются подростки, которые не подлежат уголовному преследованию. Таким образом деформируются морально-нравственные установки и можно сказать, что мы теряем молодое поколение. Практически, речь может идти о вырождении нации.

 

ИСПОВЕДЬ РУССКОГО АЛКОГОЛИКА

СВЕТ

И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. (Иоанн 1,5)

Родился и вырос я в стране победившего "социализма". Помню, как в детстве радовался, что я русский. А чему радовался не знаю. В младенчестве был крещен, но зачем и для чего у меня есть крестный и крестная - не знал и не догадывался. В стране, где атеизм был государственной религией - нам со школьной скамьи, и всеми средствами массовой информации внушалось - смерть есть прекращение твоего существования, с последним вздохом ты исчезаешь, а на земле после тебя остаются твои дела и дети, которых ты воспитаешь по своему разумению. Внутренность моя (как я понял потом - моя душа) этому сопротивлялась, искала выход из этого тупика. Однако, постоянное внушение, что я есть тело материальное, которое по смерти сгниет, делало свое дело. Правда, был момент в жизни, который оставил свой след и помог мне в дальнейшем встать, наконец, с головы на ноги, и узнать про жизнь вечную, когда мне было уже 38 лет отроду. На этом моменте я хочу остановиться особо. В пятом классе после двух лет сиротства, когда умерла мать-блокадница, наш отец и три его сына получили четырех комнатную квартиру- "хрущевку". Эта квартира со своими малюсенькими комнатами после коммуналки казалась нам огромным пространством. Мне досталась самая маленькая комната - 4,5 кв. метра, куда вместилась подростковая кровать и старый списанный стол с отцовой работы. Комнатка казалась большой крепостью моего мира, откуда можно будет делать вылазки в огромный окружающий меня мир других людей, мне еще незнакомый. Оборудовав свою комнату, я жаждал познания такого таинственного для меня мира. Так как было лето и время каникул, первая вылазка состоялась во двор, где местные мальчишки гоняли в футбол. Вышли мы со старшим братом и очень неудачно. Я и брат, как оказалось, играли наголову лучше наших сверстников со двора (сказалась практика игры в старом дворе, где гоняли с утра и до "пока мяч видно"). После нескольких нами забитых голов дворовые собратья решили выяснить кто прав на кулаках. Получив по носам и сообразив, что нет у них сил противостоять нашему резкому отпору, новые соседи убежали по домам. Дальше случилось для нас непонятное: футбольное поле стали окружать с десяток подростков хулиганского вида на два-четыре года старше нас. Мой брат, оценив ситуацию, как трезво мыслящий человек пустился наутек, а я остался один, не в силах расстаться с самой дорогой для меня вещью - футбольным мячом. Было ясно, что отец замены не купит. Для меня это было бедствием. Стоя посреди дюжины хулиганов, я ожидал непривычного для себя оскорбления. Силы были явно не равны. Обошлось одним ударом в челюсть и предупреждением здесь не появляться, а то будет хуже. Долго уговаривать меня не потребовалось. Я удалился с мячом в руках, что было, по-моему, равносильно победе. Возвращаться во двор не было никакого желания. Следующее огорчение ожидало в новой школе. На первом уроке хлюпик, сидевший сзади, стал под партой пинать меня ногой. На что я сказал: "Выйдем на перемену - я с тобой разберусь". Хлюпик продолжал пинать?!. Выйдя на перемену, я взял его за грудки и с чувством глубокого удовлетворения хотел съездить кулаком по этой дурной башке. Не успел я осуществить свою мечту, созревавшую весь урок физики, как получил сильный удар сзади. Развернувшись, я увидел группу ребят с дебильными рожами, уставившимися на меня. Рожи тотчас кинулись в кулачный бой - семеро на одного. Так я вступил в новую для себя "взрослую" жизнь. Все правила старого двора о рыцарстве здесь не признавались. Я услышал новое слово - ЧЧВ, что расшифровывается по первым буквам - "человек человеку - волк". Я ненавидел их, этих подонков, которые как стая гиен, способны разорвать любого, кто встанет на их пути. Только став взрослым, я стал понимать их невиновность, осознавая, что они - плод воспитания этого общества без Бога. Бога нет, делай что хочешь, как бы вбивал им в подсознание "развитой социализм" - этот идол "светлого будущего". Равнодушие и цинизм - вот что считалось шиком в таких компаниях. Все неудачи на дворовом и школьном фронтах забили меня в крепость моей комнаты, откуда я вынужденно выбирался в школу. И был лишь один счастливый день - воскресенье, когда я ездил в клуб филателистов, где на сэкономленные на обедах 90 копеек мог покупать этикетки от спичечных коробков (денег на дорогие марки мне взять было не у кого). Я окунался в загадочный мир изображений на этикетках. География, история, мир фантастики и приключений - стали моим миром, а я его законным жителем. Меня уносило в другие галактики со скоростью тысяч световых лет. Я сражался с Д.Артаньяном за Честь и Достоинство, дрался вместе с Дон Кихотом против ветряных мельниц и плакал с Достоевским и Шекспиром. Мир моего отца, который приходил с работы почти всегда пьяным, был мне отвратителен. Я думал, что никогда не буду пить, так омерзителен был один запах водки и перегара. Не знал, что столкнусь с еще большей бедой, чем мой отец, который искренне трудился на благо своих сыновей и по ночам, с похмелья, готовил обеды и стирал наше, всегда затасканное, белье. Он тоже был жертвой безбожного времени, когда под руководством нашей славной коммунистической партии спаивался русский народ. Партия практиковала формировать свои нижние ряды в партийных ячейках из таких вот, работящих и пьющих, которых после пьянки можно будет "пропесочить" на партийном собрании, не дать премии, квартиры. Можно было ничего не давать, кроме жалкой подачки в виде зарплаты. И такой честный и, в глубине души, порядочный человек будет за гроши честно отрабатывать свою репутацию, подмоченную "зеленым змием", оставаясь после работы, выходя в субботу и воскресенье... Человека лишали, быть может, самого главного - участия в воспитании собственных детей, в создании домашнего очага и уюта. Да и платили за эти трудовые подвиги часто гидролизным спиртом, опуская русский народ еще ниже в пламя адских мучений. И сейчас русский народ в своем безбожии продолжает опускаться, проклиная всех и вся в поисках стакана пойла, оправдывая себя и обвиняя всех в своих несчастьях. Простите за отвлечение от рассказа, который хочу продолжить далее. Находясь в своей комнате-крепости, я часто задумывался, что такое смерть, и не мог понять. И, о. Господи, в очередном таком раздумий меня вдруг словно осветил непонятный для меня Свет (о котором я позже узнал у преподобного Симеона Нового Богослова). Он сказал мне: "Ты не умрешь, а будешь жить". Это был не "голос", а сообщение на уровне мысли. Я не видел Сообщающего, но чувствовал Его. На мысль о том: "А как же другие?" Получил ответ: "Смотри на себя". Я находился в таком восхищении, что потерялось ощущение времени и пространства. Еще долгое время я оставался под впечатлением произошедшего. С того момента я стал молиться Богу, о котором слышал от бабушки в деревне: Не балуйся. Бог накажет. Мысленно я соорудил, как древние греки. алтарь Невидимому Богу в одном из верхних углов комнаты. Икону Божией Матери я видел у бабушки в ее такой же маленькой комнатушке. К еле видимому образу на иконе относился с трепетом, почему - не знал. Перед экзаменами за восьмой класс я усилил молитвы, чтобы Бог помог мне сдать экзамены. То была по-детски искренняя молитва. Но, как выяснилось позднее - это оказалась самая низкая форма молитвы - просительная. И лишь потом, через годы - пришли попытки славословия, высшей молитвы в Православии: Благодарю Тебя, Господи, за те мгновения неземного счастья, которые Ты мне подарил в отрочестве! Благодарю Тебя, Божия Матерь, Которая охраняла меня от всякого зла, окружавшего меня! Только сейчас, тяжело больной, я понимаю тот Промысл Божий, который дал мне уже взрослым, обремененным тяжкими смертными грехами, пройти через испытания к тебе, чадолюбивая мать - Православная Церковь, которая приемлет всех и молится за всех православных христиан.

После выпускных экзаменов отец отдал меня в радиотехнический техникум, где я сдал вступительные экзамены и получил путевку в жизнь, в юность многообещающую.

 

"МНЕ БЫ ВЫКАТИТЬ ПОРТВЕЙНА БАДЬЮ..."

От юности нашей эта мерзость пожирала труды отцов наших.... (Иеремия 3,24)

Позже, с высоты своих лет, мне стало понятно, что враг человеческий, видя мое стремление жить по совести, стал искушать меня, неопытного. Началось с блудных помыслов и страстных мечтаний. Чтобы казаться более взрослым, я пытался курить, но по неопытности не затягивался. Более опытные студенты стали <подтягивать> меня все далее в пропасть. Первая моя затяжка дала ощущение, что я куда-то падаю, в глазах и в голове помутнело, меня тошнило. Такие же примерно, но еще более худшие впечатления я получил от первого стакана вина, когда мы с приятелями пошли на свои первые танцы. От выпитой бормотухи меня стошнило, потерялась связанность речи, было ощущение, что я умираю. Но, <героически> выдержав испытание первой рюмкой и первой сигаретой, я понесся далее в бездну тьмы, из которой, как оказалось, ой, как трудно выбираться, когда за каждым шагом на этом мучительном обратном пути охватывают смертельное отчаяние и уныние, и... начинаешь опять падать вниз!.. Итак, мы остановились на первой рюмке и сигарете. Этого душе моей было мало. Встав на путь греха, я резво продолжил свое путешествие. "Чем дальше в лес, тем больше дров". Студенческие годы характерны постоянной борьбой между совестью и сознанием, с одной стороны, и страстным желанием вкусить плод познания добра и зла - с другой. Силы были неравными. Появились кумиры - В.Высоцкий, западные рок-музыканты. Подражание кумирам привело к полной потере ориентиров в окружающем мире. Слова Высоцкого: "мне бы выкатить портвейна бадью, а, мол, принцессу мне и даром не надо, чуду- юду я и так победю" - многие из нас, молодых балбесов, понимали и принимали тогда буквально, что называется "в лоб", как призыв к действию. Правда, насчет принцессы, в других песнях кумира "руководство" было другим. "Принцессы-стюардесы" доступные, как весь гражданский флот, привлекали своими телесами. Скромность и застенчивость уступили место развязности и наглости. А так как без выпивки достичь нужной эйфории не получалось, студенческие пьянки стали постоянным делом - "праздником души". Романтика 60-х сменилась на похмелье 70-х. Слава Богу!, что череду пьяных похождений прервала армия. Двухлетняя, без преувеличений, школа мужества притормозила падение. О том, что я хронический алкоголик - не было и мысли, но в организме уже пошли необратимые процессы (об этом я узнал лишь через 25 лет). Нервная система была уже не та, что лет пять назад. Это проявлялось в армии срывами и коллективными попойками, когда выдавалось жалкое солдатское жалованье в размере 3р.80к., которого хватало на две бутылки бормотухи. Теперь я понимаю, что меня окружали и сейчас окружают множество таких же алкоголиков, как и я сам. Матери и жены, братья-по несчастью, обращаюсь к вам - не повторяйте моих ошибок. Это приведет к такому горю, которое вам и не снилось. Остановитесь! Еще шаг - и вы окунетесь в пропасть бездушия, унылого существования и беспросветного будущего. Теперь, имея опыт и знания, понимаю: найдись тогда твердая рука, которая остановила бы меня на пути погибели - не совершил бы более тяжких грехов и не скорбел бы по ночам над словами Господа Иисуса Христа, что "ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царствие Божие не наследуют" (1 Корф. 6,10). Одно упование - на милость Божию и на отпущение грехов на исповеди по Слову Божию: "Кому простите грехи, тому простится. На ком оставите, на том останутся" (Ин. 20,23). Как Господь смотрит на наши безобразия и не уничтожит нас? Видно, долготерпение Божие несравнимо с нашей нетерпимостью ко грехам ближних наших. Враг же человеческий и натура человеческая неисчерпаемы в изобретении способов грешить перед Богом и людьми. И несется душа человеческая все далее во тьму вечную, подальше от Бога. Не спрячешься, глупая душа, ни от своей совести, ни от Бога. Но... так и я продолжал эксперименты над собой. Мало, что не мог уже обойтись без сигареты и выпивки - подавай блуд, да еще какой- нибудь самый развратный... Широка русская душа- максималистка: принимать Христа - так до святости, грешить - так до смерти! Все по-максимуму.

 

ЮДОЛЬ ПЛАЧА

Мы лежим в стыде своем, и срам наш покрывает нас, потому что мы грешили пред Господом Богом нашим, - мы и отцы наши, от юности нашей и до сего дня, и не слушались голоса Господа Бога нашего. (Иеремия 3, 25 )

Производство встретило меня брызгами гидролизного спирта - главного пойла трудового народа. Пили с поводом и без повода. Основным призом в гонке вооружений между капитализмом и "развитым социализмом" были пол-литра "шила", себестоимость которых составляла 8 копеек, но русскому народу они стоили деградации и пребывания "на игле" у безбожного и бесчеловечного государства, в постоянном состоянии похмелья, в ожидании очередного "вливания". Мне, уже "подготовленному", ничего не стоило включиться в эту безумную жизнь. Не составляло труда найти повод для выпивки: если его не было, то я быстро создавал его сам. Никакие трудности и жизненные невзгоды не преодолеешь в под ручку с "зеленым змием", они еще более усугубляются и становятся непреодолимыми. Какие там "разрядки" или, как выражались на флоте, "загрубить датчики": все кругом рушилось - как в собственной душе, так и вокруг меня, по всей нашей необъятной стране. Занимаясь строительством ядерного щита страны, я исколесил ее вдоль и поперек. От Крайнего Севера до Камчатки и Дальнего Востока, от южных границ до Прибалтики - страна находилась в пьяном угаре. Огонь в душе тушился новыми порциями алкоголя. Иногда, наедине с собой, слезы заливали глаза, душа трепетала от безысходности, которая маячила впереди. И думы опять приводили... к магазину. Забыться, чтобы тревога не терзала душу. Где же конец всем несчастьям? Остановиться, или - конец. Что приобретено, что потеряно? Половина, по нашим меркам, уже позади, а за душой - один стыд. Семья не устроена, на работе неприятности из-за выпивки, а без "подогрева" становится все труднее. За плечами - превращение невинного юноши в запойного пьяницу. Матери, жены! Остановите своих сыновей и мужей, не дайте окончательно спиться, не говорите, что он не алкоголик, это неправда. Из своего опыта скажу, что предрасположенным к алкоголизму я родился. Как от Адама произошла склонность человека ко греху, так и через наших родителей мы получаем склонность к пьянству, или приобретаем ее сами очень быстро и незаметно. Начинайте отсчет от первой рюмки, от первого желания выпить, а еще страшнее - от желания опохмелиться. Тогда надо бить в набат.

 

СТРАШНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

... и если кто обращается от праведности ко греху, Господь уготовит того на меч. (Сирах26,26)

 

... на всех оставляющих Его - могущество Его и гнев Его. (1Ездры 8,22)

Богом оставленный алкоголик, я вернулся в свою комнатку- крепость и три дня и три ночи читал моего самого любимого писателя Ф.М.Достоевского. Не спал, не курил, не ел. И Бог опять, второй раз, уже более грозно, посетил меня. Вместо восхищения отрочества, у меня появилось волнение, я услышал голос жены моего отца, который призывал меня наказать. В сильном волнении я выбежал на улицу и увидел на газоне несколько десятков светящихся фигур. Они сидели кругами и, как мне показалось, играли в карты. Почему- то в голове мелькнула мысль - бесы. Я упал на колени и взмолился: "Господи, Ты есть?!" И сверху, когда я молился, откуда-то намного выше туч и неба, прямо на меня устремился луч. В испуге я прекратил молиться и луч исчез, а бесы остались. Я стремглав побежал просить прощения у жены отца. Застал ее в хорошем расположении духа и получил прощение. Завязалась теплая беседа. Но в это самое время со мной говорил "голос", его никто не слышал, кроме меня. Он мне объяснял, что у меня открылся дар всеведения потустороннего мира, он будет мне помогать, и с его помощью я стану знаменитым и буду обладать всем, чего захочу. С этим "голосом" я уехал к себе домой. Дома он настоятельно стал меня просить выброситься из окна, на что я ему возразил, что я же разобьюсь. Он отвечал, что со мной ничего не случится. Я схитрил и спустился с пятого этажа по лестнице. Какой гнев и злость были в этом голосе после моего непослушания! Что тут началось! К этим бесам на газоне прибавился гигантский воздушный бес, который летал с необыкновенной быстротой и изменял свою внешность. Над моей головой появилась целая эскадра воздушных бесов, которые со страшными завываниями бросились сверху штурмовать мою комнатку. На лестничной площадке появились бесы в пальто и кепках. Они начали стучать в дверь, пытаясь ее открыть. Всю эту вакханалию я видел сквозь стены и дверь. В это время появилась скорая помощь, вызванная, как оказалось, моей женой. Не дай вам Бог увидеть то, что я увидел! Недаром об этом предупреждал преподобный Серафим Саровский. Преподобному Антонию Великому, как известно из истории Церкви, было дано Богом достаточно длительное время видеть такой кошмар. И другие отцы Церкви видели и слышали подобную мерзость непродолжительное время, т.к. от этого можно сойти с ума. Как я понял позже, мне, хотя я человек многогрешный, дано было это видеть во вразумление, сознавая все свое "нутро", где я есть, и что меня ожидает. Скорая привезла меня в психиатрическую больницу. Всю дорогу меня преследовали бесы. После укола и капельницы сначала прекратилось видение, а потом и слышание голоса. Теперь-то я понимаю, кто управляет всевозможными магами, сектантами разных мастей, с кем общаются оккультисты и тому подобная публика. Но тогда это было для меня тайной, покрытой мраком. В больнице психиатры каждый день беседовали со мной и пытались доказать, что видения мои - не более чем галлюцинации. Только спустя 12 лет после этого события, прочитав книги иеромонаха Серафима Роуза "Жизнь после смерти", иерея Владимира Елисеева "Православный путь ко спасению и восточные и оккультные мистические учения", книги Сергия Нилуса и многие жития святых, я осознал, что это были никакие не галлюцинации, а отверзение чувств и видение невидимого мира. Психиатры сами потом мне рассказывали, что подобные видения мучают многих, кто поступает с диагнозом - психоз. Тогда я понял, или, скорее, хотел понять Божие предупреждение, что пора браться за ум. Через два месяца все притупилось. Да и психиатры меня предупредили, что если я не признаю, что это были галлюцинации - они меня не выпустят. Даже когда ради свободы я признал, что это галюцинации, они продолжали со мной беседовать, пока не убедились, что я отказался от прежней трактовки своих видений. Лишь после этого я был выписан из больницы. Через небольшой промежуток времени я почувствовал себя вылеченным от алкоголизма и решил, что могу позволить себе рюмку-другую за праздничным столом. И опять покатилось все по старой наезженной колее! Еще год я мучил себя алкоголем, пока, впервые в жизни, не прогулял три дня работы, что могло всерьез повлиять на мою карьеру, а точнее - поставить на ней точку. И тут я, из интересов материальных, решил "подшиться". Есть в медицине препарат "Эспераль", действие его таково: при употреблении алкоголя "подшитый" задыхается, учащается пульс, и в течение часа резко падает давление. При этом весьма велика вероятность смерти, или - потери здоровья навсегда, вплоть до инвалидности и паралича. "Эспераль", что в переводе с французского - надежда, действует пять лет. В критический момент, когда уже невмоготу, и за стакан водки готов отдать все - наличие этой "Эсперали", и значит, отчетливый страх смерти перед выпивкой - отрезвляет, и не позволяет человеку сорваться. Этот эффект я испытал на себе - очень действенен, хотя в сердце тем временем и накапливается желание после пяти лет "подшивки" дать "оторваться" и себе, и своим близким. Но через пять лет желание выпить остывает, появляются какие-то другие радости, кроме водки. Одна беда, после "подшивки", с начала трезвого образа жизни, появляется желание заменить алкоголь, который необратимо вписался в процесс обмена веществ - на другой источник энергии. Но об этом я постараюсь рассказать в следующих главах.

 

РЕШИМОСТЬ ИЗМЕНИТЬ ЖИЗНЬ

Самое трудное - проявить решимость к трезвому образу жизни. Мысль об этом я отгонял со страхом, т.к. алкоголь пропитал всю мою сущность, тело и душу. Весь мой быт был связан с винопитием. Встречи, провожания, праздники, сдача, приемка, юбилеи и просто плохое настроение - везде обильные "вливания". Для того, чтобы изменить свою жизнь и проявить решимость встать на путь трезвости алкоголику надо ясно осознать, что перед ним неумолимо встал выбор: - Он продолжает пить и опускаться все ниже и ниже. На этом пути его ожидает потеря семьи, остатков здоровья, хорошей работы и деградация. В конечном счете человек оказывается на самом дне общества, умирает, как личность, становясь хуже скота, далее смерть физическая. - Второй путь - абсолютная трезвость, восстановление пошатнувшегося здоровья и работоспособности. На этом пути бывший пьяница приобретает новые силы и способности преодолевать жизненные затруднения, решает накопившиеся проблемы в семье и на работе. Из своего многолетнего опыта борьбы с "зеленым змием" и из опыта таких же больных алкоголизмом, как и я, ответственно заявляю, что третьего пути нет. Подавляющая часть больных не хочет признавать, что они больные и говорят, что могут бросить пить в любой момент, если захотят. Но это только отговорка. На самом деле они отгоняют пугающую их мысль об абсолютной трезвости, а насчет того, чтобы бросить пить - более двух месяцев не выдерживают без очередного возлияния. Другая группа больных соглашается, что они больны алкоголизмом, даже делают попытки лечиться, но это не лечение, а его имитация, не дающая положительных результатов. Их беда в том, что они не хотят расставаться с алкоголем, считая его незаменимым средством. Они говорят: мы хотим лечиться, пусть нам помогут. Посещают лечебные заведения, обращаются к врачам, экстрасенсам, всевозможным "целителям". Родственники помогают им материально и морально в их стремлении вылечиться, но беда заключается в том, что мысли об алкоголе не отступают от них. Их лечение прерывается очередными срывами в запой, и опять все начинается сначала: домашние ссоры, больница, небольшой срок прерывания алкоголизации и опять срыв в запой. И так без конца. Подобное лечение приводит в отчаяние и самих больных, и их родственников. Между тем, именно родственники больного могут помочь ему принять, наконец, это трудное решение - изменить жизнь. Надо твердо, без всякого потворства, поставить его перед выбором: - Либо ты с водкой, но - без нас... Либо - с нами, но - без водки. Пусть задумается. Или он продолжает создавать "жизнь адову" себе и семье, тратя с трудом заработанные деньги на пойло, лишая родных покоя, а детей -трезво мыслящего отца, и хоть какого-то достатка в доме. Или... Надо лишь суметь сказать об этом выборе. Так, чтобы поверил: семья поддержит. И так - чтобы не пустился с горя, приняв сказанное как приговор, во все тяжкие, в никуда, на погибель... Оставшиеся на этом пути продолжают свое движение к погибели с разными скоростями. Самую медленную скорость выбрал я. Подшившись, я полагал, что получаю гарантию трезвости и в ближайшие пять лет пить не буду, но о тех трудностях, которые ожидали меня - я и не подозревал. В следующей главе постараюсь рассказать о них, чтобы читающий этот рассказ и желающий встать на путь трезвости смог заранее подготовиться к ним. Дай Бог, чтобы мой скромный опыт в преодолении этих трудностей помог хоть кому-то из начинающих трезвенников на их нелегком пути.

 

УХАБЫ ТРЕЗВОСТИ

... и мертвым было благовествуемо... (1Петр.4,6)

Готовь сани летом. Так и к трезвому образу жизни надо готовиться заранее. От незнания трудностей, которые тебя ожидают, новоиспеченный трезвенник набивает все новые и новые шишки. Знал бы, где упаду, соломки бы постелил. Вот об этой соломке я попытаюсь рассказать. Первый ухаб трезвости - это здоровье. Как говорил М.Жванецкий - "конфликтует тело с организмом". Центральная нервная система начинает работать в режиме перегрузки, начинаются сбои всех систем организма. Неготовность жить без допинга вызывает перепады давления, резкие изменения в сердечной деятельности, раздражительность, уныние. Болезни, признаки которых наблюдались во времена перерывов между запоями, принимают хронический характер. И в это время необходима помощь опытных врачей, которые помогут пройти период адаптации с наименьшими потерями для здоровья. Если бы тогда знал, что Православная Церковь всегда готова помочь справиться с этими, да и с любыми другими трудностями такого бедолаги как я! Но это был 1981 год. Церковь в моем сознании еще не занимала того места, что ныне. Второй ухаб трезвости - это ближние твои. Только у тех, кто боролся за тебя, ты получишь сочувствие и какое-то понимание проблем, которые навалились. Остальные встретят тебя с недоверием, подозрением и осторожностью. Едва вышел на работу - мой начальник устроил мне взбучку. Большой босс (начальник начальников) сказал: "Все пьяницы опять начинают пить, я знаю как с тобой поступить. Но не уволю". Настроение было мерзопакостное. Друзья-собутыльники встретили меня, как гроб с телом. Соболезнование и печаль на лицах, не хватает траурных повязок. Радость - только на лице жены, которая увидела свет в конце туннеля. Когда слышишь намеки друзей-собутыльников о своей неполноценности, приходишь в уныние. Развязывать узлы домашние, рабочие и другие, которые накопились за время пьянства, и вновь приобретенные, в связи со своим новым состоянием, бремя нелегкое, иногда кажется, невозможное - душа начинает просить залить ее, чтоб в ушах забулькало. Одно удерживает - подшивка. Третий ухаб трезвости - это место, освободившееся после отказа от алкоголя. Для удовлетворения своих страстей человек прибегает к другому наркотику (транквилизаторы, опий, снотворное лекарство, средства обезболивания и наркоза, кофеин, кокаин, эфедрин, гашиш, марихуана и многие другие), применение которого не так заметно для окружающих, но зато очень быстро засасывает человека в новую и такую зависимость, что на жизни своей может он ставить жирную точку. За короткий промежуток времени такой человек становится инвалидом и умирает. Четвертый ухаб трезвости - это реализация своих страстных желаний. Здесь вариантов много. "Трудобесие" - когда человек весь уходит в работу, в приусадебный участок, в дачу, но трудовой процесс со временем приобретает уродливую форму и ближним становится не в радость, обретая черты непомерного стяжательства, подозрений, обвинений окружающих во всех смертных грехах, в "патологию гордости" (сильное преувеличение своих достоинств и недостатков других), еще более трудно излечимую, чем алкоголизм. Другой вариант - блуд, который приносит несчастье всем окружающим. А душа бывшего пьяницы опускается в еще более страшную яму, чем алкоголизм. Что постигло и меня. Через десять лет трезвой жизни жена сказала: "Лучше бы ты пил как раньше, чем блудил как сейчас". Каков бы ни был выплеск страсти - в азартных играх, непомерной любви к футболу, в оглушающей рок-музыке или еще в каком-ни будь пороке, но будет печаль горше первой. И на мне сбылись слова Господа Иисуса Христа - "И бывает для человека того последнее хуже первого" (Мф. 12,45).

Пятый ухаб трезвости - мысль о том, что ты излечился. Десятилетие трезвости привело меня к мысли, что я могу выпить, а после первого бокала вина - этих десяти лет как не бывало! Новая пьянка, но уже до полного одурения, от которой и врачи слабо помогают. Пьянка без начала и конца, когда одно похмелье сменяет другое. Начинаешь понимать, что попался в сети, и не выкарабкаться, что никакого исцеления я не получил и теперь пью не только сегодняшнюю водку, но и ту, о которой мечтал все это десятилетие. Приходишь к мысли, что погибаешь, и опять... тупик. Вечный русский вопрос - что делать? Мне тридцать семь лет.

 

ШКОЛА ОККУЛЬТИЗМА

Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. (Левит 19,31)

Поиск выхода из тупика, мысль начать жизнь сначала - все время вертится в голове. Но другая мысль - груз греха, накопившийся за много лет, не дает этого сделать. Ищешь развязки быстрой и эффективной. Вокруг меня, преуспевающего бизнесмена, появляются неординарные личности - экстрасенсы, астрологи, оккультисты, целители, теософы и прочие, которые, как мне казалось, обладают сверхъестественными способностями и дарами. И, вот, при духовном голоде и религиозной безграмотности - заглатываю эту наживку, даже не догадываясь, куда меня понесло и в каком месте выплыву. Начинается новая жизнь, школа оккультизма и теософии. Самовольное проникновение в невидимый мир. Не нашлось рядом человека, который бы предостерег, предупредил. Знание и опыт, которые они мне давали, казались ошеломляющими. Мне, в духовной жизни тогда неопытному и безграмотному, это казалось какой-то сверхнаукой. Хотя в то же время, как человеку житейски опытному - мне было видно, что они многое скрывали и частенько смолкали, когда разговор заходил о чем-то, вероятно, для меня запретном. Через некоторое время меня так затрясло, что я в панике побежал к приятелю, который мне был известен, как православно верующий. С ним я поделился своими бедами. Он потащил меня в церковь, где я исповедался и причастился Святых Христовых Тайн. Что тут началось! Мой учитель по устройству и истории вселенной видимой и невидимой, кандидат физико-биологических наук, прибежала и закричала, чтобы я и другие православные не молились, потому что наши молитвы, которые она видела в виде сгустков энергии, достигают небосвода и невидимые для нас (но видимые для нее) создания, по внешнему виду похожие на человека (я сразу подумал об Ангелах), хватают эти сгустки энергии и куда-то уносят. И ей сказали (но кто - об этом она умолчала), что если мы, православные, не перестанем молиться, то солнце сойдет со своей орбиты. Другой учитель, кандидат математических наук, напротив, вдруг ринулся в Православие, как обычный прихожанин, хотя до этого представлялся посланником Бога и одним движением глаз, как сам объяснял, загонял (Прости меня. Господи!) в стакан самого Господа Иисуса Христа, освобождал, как он говорил, от грехов и занимался диагностикой интеллекта. Наш главный астролог очень заинтересовался моей судьбой. Развязка наступила у меня дома. Когда собрались у нас все эти люди, пришел мой православный приятель. Он зажег свечу, закадил ладаном, достал из сумки черную книжечку и начал молиться. Мой физико-биолог комментировала происходящее: "От икон полил свет, около икон появились невидимые для вас образы святых, которых призывает в своей молитве ваш приятель, от него стал излучаться свет..." Она нервно заерзала в кресле и принялась вдруг истерически смеяться. Тогда мой приятель сказал ей: "Да ты - бесноватая". Истерический смех не прерывался. Приятель спросил меня: "Ты со мной или с ними?". Я ответил, что с ним. Сам я ощутил, как мой нательный крест сильно потяжелел во время молитвы, а воздух в комнате как будто разрядился, и появился шум в ушах. После этого моя экстрасенсорная "семинария" завершилась. Я почувствовал то, что искал всю свою жизнь - Свет, который потерял в юности своей. Позже я понял, что нечистая сила (энергия), которой пытаются пользоваться экстрасенсы, белые маги и другая нечисть - не от Бога, что их способность видеть и слышать нам невидимое - из той же колоды психозов, что был у меня в двадцать семь лет, и что они эту способность приобрели в результате серьезных нервных потрясений (смерть единственного сына и уход мужа, непризнание научных достижений и провал карьеры, как ученого). А один, как оказалось, был потомственный колдун и получил все свои способности во время смерти бабки, когда из умершего тела бес со всеми этими способностями переселился в тело будущего колдуна. В Православии это называется одержимостью бесами. Мое активное обращение в Православие дало по всем этим "сверхлюдям", видимо, очень больно. Например, физико-биолог пришла ко мне в фирму и, с испугом глядя на меня из-за стола, дрожащим голосом просила уволить ее с работы. Итак, жизнь продолжается.

 

СВЯТАЯ ЦЕРКОВЬ

... ищущие Меня найдут Меня; (Притчи 8,17)

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; (Матфей II, 28)

Что не получилось без Церкви, должно наверняка получиться в единой Святой Соборной Апостольской Церкви. Церковь, где частая исповедь и причастие, и безоглядное познание основ православной веры, помогли мне перебежать из окопов врагов Божиих, где колдуны, экстрасенсы и другая нечисть, по полю духовной брани в окопы православные. Но до воина Христова мне было еще далеко. Мое тело было изранено болезнями - последствиями моей греховной жизни, постоянным нарушением Божиих заповедей. О душе было говорить рано, настолько она была повреждена, но при первых проявлениях благодати Божией она трепетала, стонала и плакала. Из окопов воины Христовы перенесли меня в тыл залечивать свои раны, как телесные, так и душевные. Начало лечения дало неприятное открытие, что во мне сидит бес, может быть и не один, но голос постоянно подавал только один. Когда я ехал утром в метро на литургию, он так нагло хрюкал на весь вагон, что мне приходилось закрывать нос. Когда я себя ограничивал в курении (а курил я много), он начинал жалобно пищать и уменьшаться в размерах. Понимая, что надо двигаться только вперед, иначе победы не видать, я с настырностью, которая была присуща мне всегда и в безверии, стал причащаться по два раза в неделю. (Только потом я узнал, что частоту причащений может установить духовный отец, или, за неимением такового, любой другой священник твоего прихода, у которого ты исповедуешься). И только через полгода такого интенсивного труда покаяния, лопнул панцирь, который сковывал мою голову, вызывая сильную, нестерпимую головную боль. И я почувствовал то состояние, как в юности, когда узнал, что смерти нет. Я шел по большому полю из церкви вмч. Дмитрия Солунского и радовался, как ребенок. Перед этим произошло еще одно радостное событие - из меня выскочил бес, не выдержав моего упрямства. Придя в себя, я вдруг увидел мир другими глазами. Передо мной были не как прежде гордые, заносчивые, блудливые и тому подобные люди, а просто люди с глазами, более глубокими, чем раньше и почему- то все очень приличные и хорошие. Тогда-то и понял, что это не я видел людей такими плохими, а бес, который во мне сидел. Лечение моих телесных, Душевных и духовных недугов в церкви проходило не так гладко, как бы хотелось. Оставалось много болезней. Ни одна из них не хотела отступать без боя. К медицине перестал прибегать, надеясь на свою веру и на чудесные исцеления, но этого не произошло. Я понял: нужна многолетняя тяжелая работа над собой. Как сказал Свет мне в юности: "Следи за собой". Я осознал глубину этих слов, услышанных тогда в моей комнатке-крепости. А как же на фронте борьбы с алкоголизмом? Тут тоже неприятности. К Церкви я пришел подшитым "Эспералью", что было рассказано моему, как мне виделось, опытному приятелю, который тут же прочитал мне проповедь, что вино не виновато, что подшивка, которая во мне сидит, это бес в теле и мне нужно от нее избавиться. Все его слова я принял с радостью и, настояв, уговорил врача вырезать подшивку. Наступил Новый год. За праздничным столом были только православно-верующие. Я выпил немного и захмелел, но тяги напиться не ощущал. Однако, приехав домой, почувствовал нестерпимое желание еще хоть немного выпить. После недолгих угрызений совести, я выпил коньяка. Очнулся только на следующий день с чувством тяжелого похмелья. Как же так? Только что исповедался, причастился, и на тебе - напился, как свинья. Три дня мучился от нестерпимых болей, приливов и отливов, которые преследуют закоренелого алкоголика после срыва трезвого образа жизни. До начала Великого поста вся жизнь протекала в борьбе между желанием исповедоваться, причащаться и вести трезвый образ жизни и - желанием выпить. Борьба протекала с переменным успехом. Наступил Великий пост. Как исправный христианин, регулярно посещал храм, как в будни, так и в воскресные дни. Желание выпить не возвращалось. Святую Пасху встречал с друзьями, стоя на богослужении у раки преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Радости не было конца, правда, жажда курения одолевала. Даже трудно себе представить, что после смерти эта жажда усилится, т.к. не будет иметь выхода, и гореть мне той жаждой вечно, если не брошу и не пересилю эту наркотическую зависимость до своей смерти. Дай мне, Боже, с помощью Церкви и Святых Таинств, которые Ты дал Церкви, исправиться и быть готовым к часу смертному и Твоему Страшному Суду! С такими мыслями я возвращался домой из Сергиева Посада.

 

АЛКОГОЛИЗМ -ОН И В АФРИКЕ АЛКОГОЛИЗМ

Приехав домой, в Питер, с радостной мыслью, что алкоголизм побежден и вина я не выпью больше ни грамма, я продолжил свой путь в Православие. Впереди была ясная цель познания правды Божией, но мой путь омрачило происшествие. Ко мне в гости пришли православные друзья, чтобы отметить окончание поста и светлый праздник Пасхи, начало сплошной седмицы. Пришли они с вином. Помолились, освятили стол. На мой отказ от вина все гневно стали осуждать меня, говоря, что зло не в вине, а в неумеренном его Употреблении. Я согласился с ними и выпил. После их ухода желание выпить еще и еще меня уже не покидало, став, наконец, нестерпимым. Ни страх Божий, ни мысли о недопустимости пьянки не смогли удержать меня. И все покатилось по старому руслу. Постоянно убеждал себя, что вино благословлено Богом и зла в нем нет, а зло во мне, зло, которое я должен победить. Неумеренное желание победить себя приводило к очередным срывам, и в итоге - привело к полной потере здоровья и инвалидности.

 

НАИВНОСТЬ НЕ ЗНАЕТ ГРАНИЦ

К старым болезням прибавлялись новые. Печень отказывалась работать, что закончилось операцией и удалением желчного пузыря. Щитовидная железа тоже отказалась участвовать в экспериментах и заболела острым струмитом. Это привело организм на грань смерти. В течении пяти дней душа готова была расстаться с телом, но непрерывная молитва о помиловании отвела костлявую руку. Знакомый врач откровенно сказал, что мне осталось жить месяца три... Но Промысл Божий был в другом. После исповеди и причастия, которое принял с верой и упованием - ученые мужи Академии им. Мечникова были просто обескуражены результатами радиоактивного исследования моей щитовидной железы - признаки болезни исчезли! Я был выписан - и возблагодарил Бога за чудесное исцеление. После этого происшествия полтора года еженедельно исповедовался и причащался. Правда, множество болезней, для перечисления которых не хватило бы страницы, остались и трудно поддавались лечению. Это был тяжелый крест, который надо было нести. И все же, несмотря на болезни, было и много радостей, которые дарили мне братья и сестры во Христе. Сознание того, что я - частица Вселенской Христовой Церкви, глава которой Иисус Христос - вселяло в душе радость сокровенную и тихую, но такую, что не перестает никогда, делая человека сильнее как физически, так и духовно. Благодать Божия, которая ощущалась явно, помогала мне нести свой крест. Через полтора года было полное ощущение, что от алкоголизма я излечился. Я родился 21 октября по старому стилю, 4 ноября по новому стилю, в день Казанской иконы Божией Матери. Ее покровительство было явно видимо, как в делах семейных, так и на работе. И, вот, в такой радостный день после литургии, исповеди и причастия пригласил на день рождения своих братьев и сестер во Христе и решил для себя, что уж теперь-то я могу выпить так же, как и все другие. После пары бокалов вина, выпитых за столом, все мое подвижничество, все мое воцерковление, вся моя жизнь упали в пропасть. Внутри вдруг вновь вспыхнула нестерпимая жажда напиться, что я и осуществил. Все мои труды в Церкви для исцеления духа, души и тела вмиг оказались будто украдены жестоким и коварным насмешником. Все вернулось на круги своя - пес вернулся на свою блевотину. Горе нескончаемое для себя и близких. Постоянные пьянки, отход от Церкви, запутываюсь в новых грехах все туже и туже. Все это раз за разом прерывается врачами, капельницами, больницей. Бес овладевает мной. В пьянке отключается сознание, и бес, сидящий во мне, что хочет, то и делает. Из раба Христова я опять превратился в раба греха. Третьего не дано - или служишь Богу, или воюешь с Ним. Перерывы между запоями, на больничной койке, проходят в раздумьях вернуться ко Христу, но своей воли хватает недели на две, отсилы - на пару месяцев. Опять срывы и жажда опохмелиться. Цикличность жизни выстраивается в такой порядок - три-четыре дня запоя, три дня интенсивного лечения на больничной койке, две-три недели сдерживания самого себя (с каждым днем все труднее и труднее). И опять срыв, пьянка в одиночестве, ночью подавленные, наедине с собою, раздумья, что моя слабая молитва отгоняет страсть на непродолжительное время. Исповедь и Причастие помогают продержаться какой-то срок, но болезнь алкогольной зависимостью, которая выражается в резких перепадах артериального давления, гипертонических кризах, постоянных нервных срывах - опять и опять пересиливает ощущением, что только алкоголь и может вывести из этого болезненного состояния. И опять срыв. Как выйти из этого порочного круга? Решаюсь на "торпеду" (внутривенный ввод тетурама, который не позволяет употреблять алкоголь в течение года). Произвел "торпедирование", и - пять месяцев трезвости вновь до своего дня рождения. Все это я рассказываю, не вдаваясь в подробное описание событий, происходящих вокруг меня. А вокруг - были скорби, непреодолимые трудности, и не поддержка близких, а постоянные подножки. Начинаешь понимать, что твоя трезвость не нужна врагу человеков, и он через твоих же близких, особенно маловеров и неверующих, бьет по самому сердцу. И устав бороться с самим собой и невзгодами, которые на тебя сыплются, когда страна рухнула в банкротстве и тебя обанкротила, вызываю на дом врача для нейтрализации "торпеды". После нейтрализации - бегом в магазин, покупаешь пойло и пьешь, пока не захлебнешься. Полное ощущение, что ты никогда не избавишься от этого яда и никто тебе уже не поможет - "ни Бог, ни Царь и ни герой", и мучиться тебе и здесь, на земле грешной, и не ждать тебе доброго ответа на Страшном Суде, и не видать тебе жизни вечной. Ощущение страшное. Ощущение смерти души и окончательной безысходности и неисправимости. И вдруг - ощущаешь маленькую искорку в сердце своем, которая не угасла. Появляется маленькая надежда - а вдруг, а если!? Приходит мысль о безграничности милосердия Божия и решаешься на последний шаг - опять "подшиться", и за пять лет действия "Эсперали" исправиться и покаяться перед Господом за свои падения. Как говорил мой покойный духовный отец Иоанн (Царство ему Небесное): "Упал - поднялся, опять упал - опять поднялся, и так до самой смерти. Страшно не то, что упал, а то, что не поднялся. Покаялся - причастился, покаялся - причастился, и так до самой смерти. Наше дело православное, через Святые Таинства, которые дал Господь Иисус Христос, получать благодать Божию и восполнять ее, утерянную на жизненном пути!!"

 

ТЕРПЕНИЕ И ТРУД ВСЕ ПЕРЕТРУТ

Опять больница. Новая "подшивка" "Эспералью". Врачи, лекарства. Рядом глаза жены, с надеждой смотрящие на меня. Сколько ей, бедной, пришлось перенести за двадцать шесть лет нашей совместной жизни. Ее полностью седые волосы вопиют к небу о перенесенном горе. Сколько тревог и невзгод вынесла ее добрая душа от "зеленого змия" и его послушного раба, то есть меня. Понимаю, что здоровья нет и не будет, но жить надо, хотя бы ради близких людей, которым смерть моя принесет новые невзгоды. Ради того, чтобы как сумею - поделиться с людьми радостью о Господе, о Его милости, безграничие которой не раз уже испытал на себе. Для того, чтобы написать эту печальную повесть, и, если возможно, хоть кому-то помочь разобраться в этой страшной болезни, которая называется - алкогольная зависимость, и умереть в покаянии ("покаяние" - в греческом языке обозначает изменение ума) чтобы получить добрый ответ на Страшном Суде. "Подшившись" пришлось много внимания уделить телесному здоровью, почитать светские книги о здоровом образе жизни, просветиться в области питания, физического закаливания, так как состояние оставалось критическим и другого пути, кроме как серьезно заняться своим здоровьем, не было.

Современная медицинская диагностика позволяет быстро определить в каком состоянии находится весь организм и его отдельные части. Может тотчас ответить, в каком функциональном состоянии находятся его системы, такие как: центральная нервная система, сердечно-сосудистая, имунная, обмена веществ и другие. Для людей, не имеющих возможности пройти обследование, скажу, что у человека, болеющего алкоголизмом и вставшего на путь трезвости, в плохом состоянии находится весь организм, все его системы, и без врачебной помощи не обойтись. Книжный рынок заполнен всевозможными изданиями по здоровому образу жизни и питанию. С ними я ознакомился, и с молитвой обратился к Богу, чтобы Господь помог мне при чтении отделить зерна от плевел, так как в любой книжке, написанной вне Православной Церкви, всегда перемешаны правда с ложью, и даже в церковной лавке могут, по недосмотру, попадаться такие книги. Подумал и о том, что необходимо обратиться к опытному священнику, посоветоваться по поводу здорового образа жизни и благословиться на жизнь трезвую, на обращение к врачам. Об исповеди и Причастии даже не говорю, без них выползти из этого состояния нельзя. Помолился, чтобы Господь послал знающего врача для правильного диагноза, без этого - какое же лечение! С верою в свое выздоровление принимал лекарства, с верою отказался от многих продуктов и яств, с верою и молитвой занимался физкультурой. Старался забыть про все мирское: не смотреть телевизор, не читать мирские газеты, обратиться к Священному Писанию и святым отцам, постарался построить забор, насколько возможно, между собой и внешними раздражителями, так как ни нервная система, ни весь организм не были способны потянуть все невзгоды мирской жизни. И тогда, с Божией помощью, стал вытягивать себя за уши из трясины болезни, страстей и тягот земной жизни. Без веры и терпения выйти из этого болезненного состояния я бы не смог. И помощником у Церкви, как я убедился, может быть только классическая, традиционная медицина, благословенная Богом... Труд тяжелый, от которого устаешь нещадно, но другого выхода нет. Когда приходило уныние и прекращал заниматься собой, лучшим лекарством для меня была молитва. Мысли о том, что мой труд относительно вечности мал и краткосрочен, помогал настроиться трудиться дальше. Вера, надежда, любовь, молитва - мои верные помощники на пути покаяния, к свету.

 

ЖЕЛАЮЩИМ БРОСИТЬ ПИТЬ

Обращаюсь к вам, желающие бросить пить: не забывайте, что алкоголизм - это болезнь, телесная и душевная, вызывающая необратимые изменения в организме. Вылечиться от этой болезни нельзя, но можно понести крест трезвости до самой смерти, крест, который угоден Богу. Ни в коем случае не отходите от Церкви, так как постоянство исповеди и Причастия облегчают тело и душу, и Таинств Церкви не заменят никакие лекарства. А любое употребление алкоголя (кроме Причастия, где вино и хлеб пресуществляются в Тело и Кровь Христовы) действует на организм, как яд, вызывая бурную реакцию в печени и центральной нервной системе. Из своего опыта тридцатилетней борьбы с алкоголизмом, как вне Церкви так и в Церкви, я понял, что алкоголизм, как один из видов наркомании, неизлечим. Главное и основное - встав на путь трезвости, вы должны понять, что вино для вас, как и любой наркотик, исключены навсегда. Бросить пить вне Православной Церкви можно, но это приводит на путь удовлетворения своих страстей другими способами и, в конечном результате, человек опускается в пучину других смертных грехов, что не дает радости ни ему, ни близким. И тогда слез бывает и у него, и у его близких - еще больше. Методы излечения, предлагаемые всевозможными "целителями", экстрасенсами, психиатрами-энергетиками, сектантами и другими аферистами, есть легкий и хитроумный способ выкачивания денег сразу или по частям, не приводящий к исцелению ни телесному, ни духовному, а часто наносящий вред. Исцеление духовное и серьезные улучшения здоровья телесного может дать только Православная Церковь. Не слушайте жуликов, как бы красиво они себя ни называли и как бы себя ни рекламировали: кроме вреда они ничего не принесут! Все это испробовано на моей немощной душе и таком же немощном теле. Единственным помощником Православной Церкви является классическая медицина, которая позволяет избавиться от похмельного (абстинентного) синдрома и поддерживает телесное здоровье на должном уровне. И если, придя в Церковь, воцерковившись (то есть став православным христианином). Вы в какой-то несчастный день вновь ощутили, что не удержит сейчас от пьянки ни страх Божий, ни любовь Бога к вам - лучше "подшиться", чтобы страх перед смертью и ответ на Страшном Суде удержал от пропасти и дал возможность разобраться с самим собой. Только с Божией помощью и проявлением своей воли на благие дела - уверен - можно избежать попадания в сети других смертных грехов. Иные пути заканчиваются духовным тупиком, откуда выкарабкаться очень трудно. Экспериментов над собой лучше не ставить: это приводит к полной потере здоровья. Каждому известно, что во всем нужно знать меру, что именно "золотая середина" позволяет не перегнуть палку. В одном лишь отношении о мере и говорить не придется - в отношении алкоголя: его нужно вообще исключить на всю жизнь, до самой смерти. При этом не забывайте: алкоголик или наркоман, в общем, не лечится. Он перевоспитывается. Или перестраивает свою психику, если угодно. В православии это называется покаяние, т.е. - изменение ума, раскаяние, менять свою жизнь, отвращаться от грехов, возвращаться к Богу. В покаянии и смысл Православия. Покаянием занимаются все православноверующие от иерархов до последнего грешника и пропойцы. Заканчиваю просьбой помолиться за меня, и пусть Бог и Господь наш даст нам силы в борьбе с этим страшным недугом, чтобы с мужественным смирением, с радостью о Господе нести тяжелый крест трезвости.

 

Раб Божий Владимир

* Алкоголизм или, как теперь принято говорить, алкогольная зависимость характеризуется следующими симптомами:

1. Патологическим (болезненным) влечением к алкоголю;

2. Ростом толерантности (возрастает переносимость больших доз алкоголя);

3. Утратой количественного и ситуационного контроля;

4. Наличием синдрома отмены или алкогольного абстинентного синдрома.

 


К главной странице


Rambler's Top100 Православное христианство.ru

 

Hosted by uCoz