РАССКАЗЫ О ЧУДЕСНОЙ ПОМОЩИ СВЯТЫХ

Выдержки из глав

К предыдущей странице        К оглавлению       К следующей странице


 

Явления святых и чудесные знамения

30 июля 1926 года в восемь часов утра недалеко от Киева, между селами Демидов и Глебовка, двум мальчикам пастухам, Николаю одиннадцати лет (Николай Максимович Куприенко) и Емельяну четырнадцати лет (Емельян Иванович Фещенко), было явление Спасителя. Это были страшные годы жестоких гонений на Христову веру и Господь явился, чтобы напомнить обезверившемуся народу спасительные слова евангельской истины и предупредить о грядущих событиях. Рукописные свидетельства об этом чудесном событии дошли до наших времен. В ночь на воскресенье 24 июля 1926 года Спаситель явился Емельяну во сне и сказал, что вскоре он с другим мальчиком увидит Христа наяву. При этом Он благословил мальчика обеими руками и, обратившись на восток, стал невидим. 30 июля Емельян выгнал скот на пастбище. Там он встретился с другим пастухом, Николаем. Когда они собрались завтракать, неожиданно блеснула молния, как перед дождем, но день был ясным и безветренным. Через несколько мгновений небо на западе сделалось розовым, и появился большой сияющий крест. Верх его достигал зенита, а внизу он упирался в облако невысоко над землей. На фоне креста выделялась фигура Господа. Пастухи словно одеревенели и не могли сдвинуться с места. Спасителя окружало дивное сияние, которое было ярче солнца и белее снега. От Него исходила благодатная сила и небесное благоухание. В левой руке Он держал раскрытое Евангелие, а правую поднял для благословения. Густые волосы струились по плечам. Спаситель стоял, окруженный радугой, концы которой спускались по обеим сторонам до облака, поддерживающего крест. Сверху, над треугольником, были херувимы, а по бокам - два Ангела, видимые по грудь, с орарями на плечах. Видя испуг детей, Господь успокоил их ласковыми словами. Он говорил тихо-тихо, но звучно, как бы на всю вселенную. Когда Господь умолкал, начинали петь Ангелы. Господь говорил, что скоро придет судить мир, и чтобы каялись все блудники и прелюбодеи, и если покаются - будут прощены. Грех и беззакония дошли до Небес. Мало осталось времени, но оно самое трудное. Ни в сем, ни в будущем веке не будет прощения отшедшим от Православия, зачинщикам церковных расколов и смут. Малым (мирянам) будет прощение, если они покаются, но и они будут наказаны за то, что отступили от Православной веры, начали раздирать ризы Божественные и Святую Апостольскую Церковь. Господь окончил Свое повеление и сказал еще, чтобы на этом месте в память сего явления были поставлены крест и икона в таком виде, как Он явился им. После этого повернулся на Восток и постепенно стал невидим среди облаков. Весть о явлении Спасителя пастушкам и обо всем сказанном Им быстро распространилась между верующими. Был сделан крест и втайне от местных властей освящен в храме. Вынос был назначен на двенадцать часов ночи. К этому моменту собралось около двухсот человек. Народ шел со страхом и трепетом, но с большой радостью. Из соседних сел в помощь местному священнику прибыли еще два иерея. Верующие украсили крест цветами и венками. Боясь властей, народ и священники решили молиться в тишине, выйдя из храма без света и пения. Как только вышли из храма, раздался звон колоколов и Ангельское пение в воздухе: "Кресту Твоему покланяемся, Владыко". Приезжие священники стали пенять местному, почему звонят колокола. Но колокольня была закрыта, на ней никого не было. Выйдя из села, зажгли свечи и фонари. Шли полем и пели тропарь Кресту. Внезапно перед шествием появился светлый столб с облаком. Он двигался впереди народа, показывая путь. По выходе из села все увидели на месте явления Спасителя необыкновенный свет, как бы молнию. Когда подошли ближе, свет поднялся к облакам, а освященное Господом место сделалось алым. В это время с небес вновь раздался звон колоколов. А когда установили крест и икону, то Ангелы снова запели: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим". Люди, сопровождающие крест, думали, что никто, кроме них, ничего не слышит, но звон колоколов и Ангельское пение слышали многие, кто был ночью в поле, и многие от страха бежали в село. После установления креста к месту явления Спасителя началось паломничество верующих со всей России.

В 1692 году в поселке Меркушино на Урале произошло следующее. Чудесным образом гроб с нетленными останками не известного никому из окрестных жителей человека восшел из могилы и стал поверх ее. Происходившие при мощах исцеления убедили всех в том, что лежащий во гробе - истинный угодник Божий. Митрополит Тобольский Игнатий, освидетельствовав мощи, велел всему народу молиться о раскрытии сей тайны и дивным образом был извещен об имени почившего праведника: "Симеоном зовут его! Симеоном зовут его!" Так по воле Всевышнего после долгого забвения был прославлен не известный никому при жизни святой - Симеон Верхотурский. Мощи почивали нетленно в придельном храме Николаевской церкви. В 1716 г., когда монастырь был истреблен пожаром, только честные мощи прп. Симеона остались невредимы. В 1864 г для них устроена была серебряная рака. Причиной этого необыкновенного явления оказался внезапно забивший внизу захоронения источник. Ныне на этом месте высится храм, а сам источник почитается местными жителями чудотворным и находится внутри храма.

Многие из тех, кто был в залах иконописи Новгородского музея, видели большую икону XVI века "Видение пономаря Тарасия", на которой изображено еще одно чудо, случившееся в Хутынской обители в 1505 году. Инок Тарасий ночью приготовлял свечи для утреннего богослужения в храме Преображения, где находились мощи преподобного Варлаама. Вдруг он увидел, что свечи над его гробом сами зажглись, над иконами мерцали лампады и даже кадило дымилось, распространяя чудное благовоние. Не успел Тарасий прийти в себя, как преподобный поднялся из своего гроба, вышел на середину храма и начал молиться. Тарасий в страхе упал на землю пред угодником. "Дерзай, не бойся", - сказал Варлаам и послал его на церковный верх смотреть, что делается над городом. Поднялся над кровлею Тарасий и остолбенел: высокой стеной стояли над Новгородом бурные волны Ильменя, готовые обрушиться и мгновенно затопить все, в нем живущее. Спустившись в церковь, он передал о видении угоднику. Преподобный стал на молитву, которая продолжалась около трех часов. 3атем он опять велел Тарасию подняться и взглянуть на город. Теперь над городом виднелось множество Ангелов, бросавших огненные стрелы. Вернулся в храм Тарасий и поведал виденное преподобному, и опять старец начал молиться. После моления он сказал, что удалось спасти город от внезапного потопления, но в продолжение трех лет в городе будет свирепствовать моровое поветрие. Затем, помолившись еще; он в третий раз послал пономаря посмотреть на город. Страшная огненная туча приближалась к Новгороду с полуденной стороны. Это видение старец объяснил так: через три года после мора будет в городе великий пожар, сгорит вся Торговая сторона, и много народа погибнет. Сказав это, угодник возлег в свою гробницу, а свечи и лампады угасли сами собой. Икона с изображением трех видений пономаря Тарасия чрезвычайно интересна живыми, образными сценами из жизни Новгорода, а также изображением, хотя и достаточно условным, некоторых построек. Летопись подтверждает, что предсказания преп. Варлаама сбылись: "Бысть мор в Великом Новеграде в 1508 году, <...> и в последнюю осень умре людей 15 396 человек". А 20 августа то го же года в воскресенье начался на Торговой стороне пожар, продолжавшийся до половины следующего дня. "И погорела Торговая сторона вся, и многи полаты и животов без числа сгорело. И поколиже в Великом Новгороде таков пожар не бывал, ни в прежних летах, но вельми бысть страшен, ни в летописцах такового пожара иного не обретохом толь злого". Кроме откровения Тарасию о наказании Новгорода, Варлаам многократно попечительствовал новгородской земле: так, в 1517 г. московский князь Василий III во сне увидел пре подобного Варлаама, который ему сказал: "Великий Государь! В Новгороде три обители не имеют пастырей - моя на Хутыни, св. Георгия и Антония, и братия в них живет дурно". В это время митрополитом русским был Варлаам, а в Новгороде не было архиепископа, и в Москву были посланы иноки из этих монастырей просить настоятелей. С этого времени князь московский Василий III стал особенно чтить преп. Варлаама и получал от него помощь в борьбе с врагами.

Собор Прокопия праведного в Великом Устюге построен на месте захоронения святого, его мощи и до настоящего времени почивают здесь под спудом. Поэтому особенно сильна именно здесь молитва святого за всех, с верою прибегающих к его помощи. Все здесь дышит особым присутствием нашего святого, камень у соборной стены, на котором любил сидеть блаженный Прокопий, благословляя плывущих в ладьях по Сухоне, всегда теплый. В день храмового праздника 8 / 21 июля 1994 года многие из прихожан удостоились быть свидетелями чудесного явления - святой Прокопий праведный впервые явил себя и видимом образе. Это произошло во время всенощного бдения накануне Прокопьева дня. Алтарь Тихоновского придела (где до полной передачи храма у нас пока идет служба) отделен от храма каменной полукруглой аркой. И вот над алтарем, на полукружии свода над иконостасом над левым клиросом в самом начале службы появилось изображение св. Прокопия. Вся фигура занимала примерно половину полукруглого свода: ног видно не было, голова - у креста, венчающего иконостас посредине. Изображение было как бы нарисовано светом и тенью. В образе благолепного старца прихожане увидели своего святого. Прокопий был полуобнажен, его рубище было почти прозрачным, но одни видели его белым, другие - красным. Явственно были видны ребра, молитвенно сложенные худые жилистые руки. Святой молился, повернувшись лицом ко кресту наверху иконостаса. Изображение было статичным, только во время помазания св. елеем оно исчезло - как будто св. Прокопий невидимо участвовал с прихожанами в церковном таинстве, затем появилось снова, а в начале великого славословия появилось с особой яркостью, как бы вспыхнуло при возгласе "Слава Тебе, показавшему нам свет". Есть прихожане, которые видели св. Прокопия на этом же месте и все последующие дни: четверг, пятницу субботу и воскресенье (всенощное бдение было в среду). Второе чудесное зримое явление святого произошло 24 октября / 6 ноября во время соборного чтения акафиста св. праведному Прокопию. На этом вечернем богослужении присутствовал правящий архиерей - владыка Максимилиан, посетивший в эти дни Великий Устюг. Святой явился на этом же месте, особенно хорошо он был виден во время чтения Шестопсалмия. На этот раз изображение не было неподвижным. Лик его был как бы скульптурно вылеплен, но живой, глаза живые, добрые, с любовью глядящие на всех молящихся в храме. Он то осенял себя крёстным знамением, то крестил людей, то складывал молитвенно руки и склонял голову Когда епископ со священниками в конце акафиста запели величание святому, он поклонился и благословил Их широким крестным знамением. Все, удостоившиеся видеть это чудо, ощущали радость смешанную с благоговейным страхом; испытывали Особый молитвенный подъем. Святой праведный Прокопий, МОЛИ Бога о нас!

Около 1813 г некий афонский инок именем Феофан, не отличавшийся ни святостью жизни, ни образованностью, не выдержав тягот монашеской жизни и, в особенности, обид, терпимых от своих собратьев, вознамерился покинуть Афон. Однако, уже вполне укрепившись в своем намерении и собравшись в дорогу, он был остановлен чудесным образом. Ему явился некий благообразный старец, удержавший его от гибельного шага и указавший заброшенную пустынную хижину, где Феофан мог бы поселиться. Старец этот, первоначально не узнанный Феофаном, оказался не кем иным, как преподобным Нилом, великим афонским подвижником XVI века, прославившимся и святой жизнью, и, в особенности, многочисленными чудесами, происходившими после его смерти. Гробница святого обильно источала благоуханное миро, исцелявшее различные болезни, за что он и был прозван Мироточивым. После описанного чудесного явления святой не оставил раскаявшегося Феофана, а продолжал являться ему и далее, врачуя его душевные и телесные немощи и передавая через него обличительные наставления всем афонским монашествующим. Впоследствии Феофан по памяти записал наставления и беседы св. Нила, точнее, будучи малограмотным, продиктовал их пресвитеру Герасиму.

Каждый раз во время сборов, перед дорогой, моя бабушка Евлампия незаметно подкладывала мне в рюкзак ли в карман пуховика небольшую иконку Николая Чудотворца. Обычно я ее находил, когда уже баи в альплагере или в экспедиции спелеологов. Как-то я спросил у бабушки, почему она мне кладёт иконки святого Николая. На что бабушка ответила: "Во-первых, Николай Угодник и в дороге всегда поможет, в ненастье к дому выведет, да и от лихого человека убережет, а, кроме того, этот святой всегда почитался в нашей семье. А однажды он сам пришел в наш дом и излечил от болезни ног моего брата - Николая". Бабушка моя родом из Вологодской области. Одна из сестер бабушкиного отца Елизавета была очень красивой. Такой красивой, что свои деревенские парни не рисковали ее сватать - не нашлось смельчаков, все боялись отказа. Так она и завековалась бы в девках. А на деревне отношение к вековухам было не лучшее. 3асидеться в девках - большое горе не только для самой девушки, но и для всей семьи. В деревне была еще одна вековуха, но ее не брали замуж совсем по другой причине. Она была горбунья и безобразна лицом. Вот эта горбунья и предложила Елизавете сходить в Русский Иордан (так в народе называли Новый Афон) и помолиться там Господу, чтобы Он послал им женихов. Провожала их вся родня. Перед дорогой в церкви они отслужили молебен Николаю Чудотворцу, получили благословение от батюшки и пошли пешком через всю Россию за Кавказские горы до самой Турции, где на берегу Черного моря стоит этот монастырь. Брат Елизаветы дал тогда перец Богом обет, что если сестра выйдет замуж, то и он послужит Богу: обязательно построит в деревне рядом со своим домом странноприимный дом для проходящих странников. Было это в конце XIX - начале ХХ веков. Когда Елизавета с горбуньей проходили через Москву то остановились у земляка, купца первой гильдии Бодрова. Он был глубоко верующим и богобоязненным человеком. Получилось так, что этот купец, сам человек в возрасте, но не женатый, когда увидел неписаную красоту Елизаветы, то с первого взгляда влюбился в нее. И хотел предложить ей сразу же руку и сердце, но, узнав, что девушка идет в паломничество, искушать ее не стал. После того, как странницы сходили на Новый Афон, на обратном пути они снова зашли в Москву, и так получилось, что снова остановились у купца Бодрова. Вот тогда-то он и признался Елизавете в любви и сделал предложение стать его женой. Более того. он сосватал и горбунье своего приказчика и выделил им на обзаведение крупную сумму денег. Купец снарядил целый обоз, и когда приехал свататься, одарил подарками всех родственников Елизаветы. А брат на деньги купца построил странноприимный дом. В этом странноприимном доме в красном углу висела большая икона Николая Угодника. Бабушка моя из всех детей была самой старшей, а самым младшим был ее брат Коленька. Как-то поздней осенью мама взяла маленького Колю в лес за клюквой на болото, посадила его на кочку, пока сама собирала ягоды. Мальчик застудился, и у него отнялись ноги. Потом он только ползал, - чаще сидел возле теплой печки и грелся. Однажды, когда родители уехали на несколько дней на сенокос, в дом постучался невысокий седой старичок Бабушке Евлампии тогда было лет 12. Она пустила старичка в дом. Добрый ласковый дедушка подошел к Коле и погладил его по головке. "Ой, дедушка, - сказал Коленька, - какая у тебя рука . холодная, как у меня ножки. Иди к печке, погрей свои ручки, а. То они отнимутся, как мои ножки". Тогда дедушка сказал Евлампии: "Истопи ты, девушка, баньку, а я твоего братика попарю". Баня уже была натоплена, потому что ждали родителей. Моя бабушка доверилась благообразному старичку с добрыми синими глазами, который весь словно светился любовью. Отдала ему Колю и пустила в баньку. После того, как дед попарил Коленьку, он принес его домой, положил на родительскую кровать и сказал: "Братик твой на своих ногах ходить будет, правда, не всю жизнь". Потом собрался и ушел. На прощанье Евлампия спросила у него, что сказать родителям, кто приходил. А он ответил: "А просто скажи, что Николай". Когда приехали родители и узнали, что какой-то проходящий странник попарил больного Коленьку в бане, они начали ругать Евлампию за то, что она доверила ребенка незнакомому человеку. В это время Коленька проснулся, слез с кровати и побежал к матери... Все тогда только поняли, что приходил это сам Николай Угодник. С тех пор брат бабушки Николай на ноги больше не жаловался, на своих ногах прошел всю Великую Отечественную войну. Но сбылось предсказание странника: в боях с японцами в 1945-м он потерял обе ноги. Потом ходил на протезах, но, слава Богу, женился, и много детей у них было. Бабушка моя, сестра Коленьки, жива до сих пор. Она пронесла веру в Бога через всю свою жизнь и сейчас еще постоянно ходит в храм. Она не только молится, но и защищает нашу православную веру от напасти многочисленных сектантов, не признающих святых угодников и отвергающих святые иконы, поскольку сама видела Николая Чудотворца, разговаривала с ним и явилась свидетельницей чудесного исцеления святым Божиим Угодником Николаем Чудотворцем своего брата от безножия.

Недалеко от Нагова под Старой Руссой есть деревня Бакочино. Жил там шофер Геннадий Васильевич Корнев. Однажды попал он в серьезную аварию. Лежит после аварии в больнице и видит вещий сон. В том сне явилась ему святая Анастасия Узорешительница и сказала: "Построй мне храм, и я научу тебя, как дальше жить". После той аварии решил шофер строить храм в Бакочине. Увлек своей идеей жену и живущую по соседству семью. На храм собирали пожертвования с деревень, но всю основную работу проделал Корнев. Более того, после освящения храма святой Анастасии сам же стал в нем священником. Ездил учиться в Старую Руссу, Новгород, привез книги, иконы для нового храма. Так шофер Геннадий Корнев стал отцом Геннадием. Отец Геннадий не просто служит в церкви, он еще и неустанно проповедует православную веру в деревнях, заходя практически в каждый дом.

На имя настоятельницы Казанской женской обители игуменьи Варвары получено от попечительницы госпиталя княгини Александры Артуровны Урусовой письмо следующего содержания: "Глубокоуважаемая Матушка. Позвольте рассказать Вам про чудесные явления чудотворной Казанской Божией Матери, отмеченные в попечительствуемом мною городском госпитале №67, с Вашего доброго разрешения, где служатся всенощные и приносится святая икона Божией Матери. Лежал у нас долгое время раненный разрывной пулей в живот нижний чин Никифор Рудин. Доставлен от был в ужасном состоянии, температура держалась все время около 40° и больше, боли в области раны и живота были ужасающие; гнойные выделения, вначале очень обильные, совершенно прекратились, и тем самым вызывали еще большие страдания и опасение врачей за его жизнь. Положение с каждым часом ухудшались, и решили делать операцию. Накануне операции у нас служили всенощную с чудотворной иконой и солдат, очень верующий, попросил меня поставить свечку и горячо за него помолиться, что я и исполнила. Представьте же наше удивление и радость, когда в ночь с субботы на воскресенье у него пошли обильные выделения гноя, но такие, что Все белье на нем и постельное было совершенно мокрое, температура спала, боли стихли, и с этого дня он стал заметно поправляться. Операцию отложили, а сделали впоследствии разрез. Пролежавши у нас 3 месяца, он недавно выписался и получил отпуск домой на 3 месяца, а затем Он снова будет в состоянии послужить Царю и Отечеству. Среди других явлений нас еще поразило одно. Был солдат при смерти, часы его были сочтены, сделаны все распоряжения на случай его кончины, и я распорядилась послать за священником причастить его. Дело было около 4-х часов дня, и как только собрались идти, заметно стало, что положение стало улучшаться, так что решили подождать, чтобы не пугать больного, а за ночь ему стало значительно лучше, и теперь опасность миновала. Я всецело приписываю многие исцеления в нашем госпитале горячей вере и молитве, возносимой раненными непосредственно к святой иконе Казанской Божией Матери, и я тем более счастлива выразить Вам, высокочтимая Матушка, и всем священникам нашу общую благодарность за доставление в госпиталь святой иконы и прекрасные службы и слова утешения, которые приходится слышать от священников. Прошу меня благословить. Искренне преданная и глубоко уважающая Вас княгиня А. Урусова". Тяжелое, безнадежное положение раненого Рудина удостоверяет и служивший на этот раз всенощное бдение и осенявший Казанским Образом Божией Матери больного протоиерей Феодор Гидаспов.

Катастрофа 5-го февраля не перестанет быть главным предметом общественного внимания, которое уже остановилось на следующем эпизоде. В солдатной караульной главного караула и 3имнем дворце, с давнего времени находилась, заведенная на деньги, пожертвованные нижними чинами гвардейских частей, икона Казанской Божией Матери. Она была украшена ризою в богатой раме под стеклом и увешана вокруг небольшими образками. Когда последовал взрыв и солдатская караульня подверглась полному разрушению, киот, иконостас и решетка, их окружающая, разлетелись и разбились вдребезги, и, по видимому от священного образа ничего не уцелело. Но, когда из-под груды сводчатых обломков и мусора были добыты трупы десяти погибших финляндцев и оставшиеся в живых раненые и изувеченные страдальцы, под тою же грудою мусора, на значительной глубине была найдена вся икона без малейших следов повреждения. Живописный лик Богоматери сохранился всецело, как будто он пребывал все время вне сферы разрушительного действия катастрофы. Трудно передать словам, какое впечатление это событие произвело на солдат. Рассказывают, что каждый день, после вступления нового караула, нижние чины последнего, в первую свободную минуту считают священным долгом приложиться к лику чудодейственному Богоматери, по их разумению вполне заслуживающему общего сочувствия, своим могущественным покровом предотвратившей выполнение адского замысла, направленного против священной особы Государя Императора и членов его Августейшей семьи".

Все убранство келии батюшки составляли несколько икон, монашеское облачение, кровать с холщовым, набитым соломой тюфяком и такой же подушкой. В пище он был крайне воздержан, постоянно пребывал в молитве. Посетители неоднократно видели его лицо в сиянии нетварного божественного света, а все тело - приподнятым над землей во время молитвы. Кроме бесед наедине и исповеди, старец проводил общие беседы, причем желающих всегда была полная келья. Старец вразумлял метким словом, нередко - пословицами, очень понятными тому, к кому они относились. Или рассказывал что-нибудь такое, что служило ответом на сокровенную мысль кого-либо из присутствовавших. Нередко отец Амвросий (Оптинский) говорил шутливо, хотя за этой веселой формой скрывалось чрезвычайно глубокое содержание. "Как жить?" - спрашивали старца. "Надо жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение". Иногда ответ бывал несколько другим: "Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно; тогда дело будет верно, а иначе выйдет скверно". Подобные наставления глубоко западали в души слушающих и вносили мир в неспокойные сердца. Мелочей для старца не существовало. Простой крестьянке, у которой почему-то околевали индюшки, он давал совет, как их лучше кормить, после чего они росли хорошо. Помещику, спрашивавшему совета по устройству водопровода, старец начертил схему, которая спустя много лет удивляла инженеров своим техническим совершенством. Невозможно перечислить все исцеления, совершенные по молитвам старца. Так, крестьянка Анисья из с. Манаенок Лебедянского уезда Тамбовской губернии страдала от сильнейших болей в нижней части живота. Врачи обнаружили язву и предлагали ехать в Москву, чтобы сделать операцию. Когда Анисья попросила благословения на эту поездку у батюшки, он ответил: "Дурка! Зачем в Москву? Я тебе травки дам". Когда она стала пить присланные травы, болезнь совершенно прекратилась. У калужского священника и его жены, которые очень страдали оттого, что у них не было детей, вскоре после обращения к старцу с просьбой помолиться за них, родился мальчик. Когда у их сына сильно заболел глаз, они заехали к батюшке, и тот исцелил его, слегка ударяя по больному глазу. Подобным образом старец часто скрывал то, что исцеления происходят именно по его молитвам. Так, однажды он сильно ударил в челюсть монаха, который страдал от зубной боли, и еще весело спросил: "Ну, как, ловко?" - "Ловко, батюшка, - отвечал монах, - да уж больно очень". Однако, выходя от старца, монах почувствовал, что боль прошла и больше не возвращалась. Скончался старец 10 октября 1892 г. На отпевание съехалось огромное количество людей. Вначале от тела стал исходить тяжелый запах. Об этом старец говорил еще при жизни: "Это мне за то, что я еще при жизни принял слишком много незаслуженной чести". Однако чем дальше стояло тело в нестерпимой жаре, тем меньше ощущался запах тления, и все сильнее распространялось благоухание, как от свежего меда. Кончина земной жизни не прервала связи старца с людьми. Случаи его чудесной помощи исчисляются сотнями.

Дивное чудо было в монастыре (Санаксарский мужской монастырь) три года назад: в храме Рождества Богородицы обновилась старинная чудотворная икона Богоматери Феодоровская. Теперь она находится в алтаре храма. В храме есть еще одна чудотворная икона - образ Богоматери Казанской. От нее некоторые больные исцеляются. Рядом с монастырем есть святой источник отца Феодора, выкопанный им лично. Вода этого источника также исцеляет людей, с верою приходящих к нему. Некоторых паломников в Санаксарский монастырь привела Сама Царица Небесная. Из рассказа одной из паломниц: - Мне Пресвятая Богородица указала путь в этот монастырь для исцеления сына. Когда я приехала сюда, то заказала панихиду иеромонаху Феодору у его могилы. И было чудо! Во время панихиды старец Иероним видел иеромонаха Феодора, который стоял у креста, смотрел на меня и слушал, что я прошу. Я просила об исцелении сына, а молитва матери имеет огромную силу. Одна из паломниц, Лидия Н. из Магнитогорска, уснула, и под утро ей было видение: Санаксарский монастырь как бы завис в воздухе, окруженный божественным желтым сияющим ореолом, а наверху он был соединен с небесной Церковью, которая светилась белым ослепительным светом. Внизу же стояло великое множество людей с протянутыми к монастырю руками. Во втором случае Сам Господь показывает благодать данного монастыря. 16.05.97г. паломница Софья Мурадова во время вечерней службы сфотографировала монастырь. На небе были только облака. Но когда проявили плёнку - о, чудо! - на ней были видны огненный крест и божественный свет, разлившийся над монастырем в виде радуги. Основание же креста было над входной аркой, рядом с которой находилась келья батюшки Иеронима. А утром 06.10.1997г. все монахи и паломники видели над монастырем такой же огненный крест, а слева и справа от него - по огненному столбу. Третий раз крест появился над монастырем ночью в июле 1998г. Много исцелений совершалось в монастыре у святых мощей и икон.

Санаксарский мужской монастырь Рождества Пресвятой Богородицы основан в 1659 году в царствование благочестивейшего царя Алексея Михайловича. Это наилучшее место для желающих уединенной созерцательной жизни и ничем не нарушимого спокойствия, так как монастырь стоит далеко от проезжих путей и населенных мест. Период роста и расцвета обители связан с именем преподобного старца Феодора Ушакова, великого подвижника второй половины XVIII века. Его молитвами и трудами монастырь приобрел общероссийскую известность. Он славился строгостью уставного богослужения, особым аскетическим духом и был духовным центром России наряду с Саровым. Через три месяца после преставления преподобный Феодор явился во сне своему ученику, архимандриту Тихвинской обители Игнатию, о чем Игнатий так писал в уведомление к Алексеевским сестрам в Арзамас: "Я находился в болезни весьма тяжкой и уже безнадежен был в жизни. В сем состоянии, по власти Господней, видел батюшку отца Феодора в сонном видении, в славе великой. Он показывал мне свою обитель и многие пречудные келии; каждая келия более вашего Алексеевского монастыря. В них видел я многих Санаксарских монахов и послушников, монахинь и послушниц ваших, которых я знал, отшедших из сей жизни во всяком покое, видел и многие другие лица. А о прочих батюшка мне говорил: а вот сии Петербургские, ты их не знал, и потом присовокупил: время тебе в обитель, пойди. Так я и проснулся". В 1759 году началась реконструкция обители, старые деревянные постройки сменились добротными каменными зданиями. Главными святынями были две могилы у храма Рождества Богородицы: преподобного Феодора (Ушакова) и его родного племянника, знаменитого Российского флотоводца адмирала Феодора Ушакова. Трагические события ХХ века не обошли стороной это святое место, но милостью Божией оно возрождается. 26 мая 1991 года, в день Святой Троицы, наместник монастыря архимандрит Варнава совершил первую Божественную литургию. С самого дня блаженного упокоения старца Феодора и по нынешний день происходят чудеса, связанные с ним. - Когда в 1991 году вновь открылась святая обитель Санаксарская, мы, - рассказывают первые насельники монастыря, - впервые входя арочными монастырскими воротами, были благодатно поражены чудным явлением, коим Господь одухотворил нас и укрепил на подвиг служения монашеского. Нам навстречу шел из храма седой монах, как бы встречая нас, а когда мы стали приближаться, то он направился к монастырской стене в сторону Темникова и, дойдя до стены, исчез на наших глазах. Увидев сохранившиеся портретные изображения иеромонаха Феодора, очевидцы-насельники уверяют, что именно этот старец встречал их на пороге вновь восстанавливаемой обители Санаксарской, ее великий пред Богом заступник и молитвенник.

Первый православный епископ Америки - святитель Иннокентий, митрополит Московский. В 1843 г: на бриге "Охотск" направлялся он на о. Еловый. Поднялась буря, корабль никак не мог войти в гавань. И не избежать бы кораблекрушения, но святитель Иннокентий обратился к преподобному Герману с молитвенной просьбой: "Если ты, отец Герман, угодил Богу, то пусть переменится ветер". И ветер вскоре сменился на попутный.

На Соловецких островах поздней осенью море уже покрывается льдинами. Геолога, девушку, обследовавшую острова в составе геологической экспедиции, ночью ветром и льдинами унесло на лодке и прибило к незнакомому берегу. Она была с детства верующая и все время молилась святителю Николаю о спасении. Решила идти вдоль берега, пока не встретит чье-либо жилье. Идёт, ей встречается старичок, спрашивает: - Куда ты идешь, девушка? - Иду вдоль берега, чтобы найти чье-либо жилище. - Не ходи. Ты за сотни верст тут никого не найдешь. А ты видишь вон там вдалеке горку... пойди туда, взберись на нее и тогда увидишь, куда тебе дальше идти. Она посмотрела на горку, а затем обернулась к старичку. Но его уже не было перед ней. Она поняла, что сам святитель Николай указал ей путь, и пошла к горке. С нее она заметила вдалеке домик. Там была хижина рыбака и его семьи. Рыбак очень удивился ее появлению в этом совершенно безлюдном месте. Он подтвердил, что, действительно, на сотни километров по берегу она не нашла бы жилья и наверняка погибла бы от голода и холода. Так святитель Николай спас неосторожную девушку-геолога от смерти.

Святитель Христов Николай иногда является не один. Приводим один из таких случаев, когда святитель явился купно с Божией Матерью. Дня за 4 до Рождества Христова 1887 года пришел в Николо-Бабаевский монастырь крестьянин Костромской губернии Буйского уезда отставной рядовой Филимон Васильевич Отвагин, страдавший расслаблением всей правой стороны тела, причем не мог владеть правой рукой и волочил правую ногу, - он ходил при чужой помощи. В свидетельстве, выданном ему из вологодской земской больницы, значилось, что он находился там на излечении от "полупаралича правой половины тела (paresis), происшедшего от эмболии головно-мозговых сосудов (embolia cerebri), болезни совершенно неизлечимой и препятствующей ему заниматься личным физическим трудом". В ночь с 25 на 26 декабря, передает Отвагин, в видении во сне он увидел стоящих у его изголовья угодника Божия святителя Николая Чудотворца, а справа Царицу Небесную, Владычицу Нашу Пресвятую Богородицу. Святитель Николай сказал ему: "Потрудись и помолись у меня, тебе Господь дарует исцеление". Царица Небесная сказала ему то же самое. Когда он проснулся, то стал чувствовать силу в неподвижных прежде членах, и правую руку донес до головы, чего прежде не мог делать, и потому крестился левою рукою. Придя 26 утром к ранней литургии, он смог уже свободно осенять себя крестным знамением правой рукой. Теперь он чувствует себя исцеленным и пожелал навсегда остаться в монастыре.

В 1992 г. я тяжело заболела, был обнаружен рак женских органов. Перед операцией посетила церковь на Холодной горе в г. Харькове и заказала молебен о здравии. Операция была тяжелой. После выписки из больницы я пошла снова в храм на Холодной горе и заказала благодарственный молебен... Все время хотелось поехать в церковь, но что-то не пускало. В l996 г. я снова заболела, пошли метастазы в лимфоузлы малого таза. В онкологической больнице г. Харькова прошла облучение и 1 курс химиотерапии, лечилась 2 месяца. Выписалась не совсем здоровая. Ровно через месяц повезли меня в Харьков на повторный курс химиотерапии, но врачи отказались меня лечить... Тогда я обратилась к отцу Иосифу, он подвел меня к чудотворному образу Божией Матери, именуемой "Песчанской", помазал маслом и дал масло из горящей перед образом лампады. Взяла также воды из источника, освященной на молебне. Я принимала воду с просфорой натощак, начала соблюдать посты. Здоровье мое улучшилось, и я полностью выздоровела".

В июне 1998 г. мой брат (25 лет) попал в сумасшедший дом. Он был уже несколько лет верующий. Это был рецидив болезни. Я приехала в Изюм, узнав о чудотворной иконе Песчанской Божией Матери. Никого нe было из прихожан в храме. Отец Иосиф открыл мне храм, и я долго молилась o здравии брата перед светлым ликом Божией Матери и просила помощи, прощения брату моему. Отец Иосиф дал мне святой воды, масло из лампады от иконы Песчанской и рассказал, как его применять. Приехав домой, я сделала образок c ликом Божией Матери c фотографии, которую купила в храме. Надела образок брату. Рассказала, что ему надо съездить в Святогорский монастырь, как советовал отец Иосиф. Я думала, что это будет в августе, когда он выйдет из больницы... Все события совершились так, как я и просила Божию Матерь, но гораздо быстрее. Брат убежал из больницы, и caм уехал в монастырь. По дороге заехал поклониться Песчанской Божией Матери. Состояние здоровья его улучшалось прямо на глазах. Благодарение Господу Богу нашему Иисусу Христу, Матери Божией Заступнице, что через Свой лик Песчанской Божией Матери даровала прощение и исцеление брату моему".

Икона "Знамение" Божией Матери явила себя на Кубани чудесным образом. Свидетельницей ее явления стала жительница станицы Нововеличковской Светлана. Соседка, не отличавшаяся ни благочестием, ни трезвой жизнью, уезжая на несколько дней, попросила Светлану покормить ее кур. 3акрутившись по хозяйству, женщина отправила в соседский курятник своего мужа. Внезапно тот вернулся испуганный и растерянный: "Сходи посмотри, что там такое!.." Светлана вошла и обомлела. С замызганной, замусоленной доски, на которой соседка давала птицам корм, на нее глянули... живые прекрасные глаза Богородицы. Очистив доску, Светлана увидела лик Божией Матери и дивного Младенца. И испугалась. Теперь было ясно видно, что куры, на протяжении многих лет клевавшие зерна с иконы, не тронули ни святых ликов, ни их одежд. Доска слева от лица Матери Божией, в одном месте (!), оказалась выклеванной по плавной окружности покрова. А над плечами Богородицы, воздевшей руки над своим Сыном и Богом, по всему золотому фону были выклеваны маленькие крестики. Причем с совершенной точностью как по форме, так и по их расположению по линиям пересечения, крестообразно. Так явила себя икона "3намение", названная после всего, что с ней произошло, иконой-мученицей. Сегодня этот дивный образ находится в храме Архангела Михаила станицы Нововеличковской, который перестраивается из бывшей общественной бани. С иконой обошли крестным ходом Краснодар. К сожалению, с большими трудностями идет реконструкция храма. Немногие помогают его строить. Куры в станице оказались благочестивее большинства ее жителей.

Из письма Ольги Молодовой, город Магнитогорск: "В 1992 г. в июле на праздник Казанской иконы Божией Матери даровал мне Господь счастье посетить Верхотурье. В храме на литургии я мысленно пообещала святому Симеону Верхотурскому дома, в Магнитогорске, заказать ему молебен и поставить свечу". Из дальнейших строк письма становится ясным, что Ольга в то время была не слишком-то крепка в вере, в чем и все мы, дети второй половины несчастного ХХ века, в той или иной степени повинны и потому обречены горько каяться и просить у Господа веры. Ольга за суетой обыденной жизни забыла о своем обещании. И вот во сне привиделся ей большой храм, посредине возвышение с гробом. Поднялась оттуда рука вроде бы и живого человека, но она точно знала, что это - мощи. В страхе Ольга пошла вон из храма, а человек из гроба ей и говорит: "Вот она-то мне и нужна". Подошли какие-то женщины, взяли ее за руки; подвели. Она не видела лица, только ощутила, что он взял ее за руку. А рука теплая, живая. Весь страх сразу прошел. Но предоставим слово Ольге: "Он мне и говорит: "Что ж ты обещала и не выполняешь?" А я отвечаю: "Что я обещала? В церковь сходить?" А в ответ: "Вот и выполняй"". Это был святой праведный Симеон Верхотурский. Стоит ли говорить, что обещание свое она сразу же выполнила. А там и в церковь стала ходить чаще. "С того времени я стала тянуться к вере, он душу мою, грешную, исцелил".

В своей земной жизни преподобные Сергий и Никон Радонежские были особенно близки друг к другу. Эта взаимная близость не оставляет их и в жизни вечной, ибо любовь святых, как любовь Божественная, не подлежит закону времени. Они оба вместе неоднократно являлись и совокупно чудодействовали. Один из жителей Москвы, по имени Симеон, сильно заболел и уже лежал на смертном одре. Страдая от своей болезни, он начал призывать на помощь святого Сергия. Вдруг перед ним предстали два старца, один из них был Никон, вторым был преподобный Сергий, который ознаменовал болящего крестом, после чего велел Никону взять икону и благословить ею болящего. В это мгновение Симеон почувствовал себя совершенно здоровым. Особенно много чудес было совершено преподобными во время осады поляками Троицкого монастыря. Однажды Никон явился во сне пономарю Иринарху и сказал ему: "Скажи всем страждущим от болезни, что в сию ночь выпадет снег, и пусть, кто желает исцелиться от болезней, натираются этим снегом". И действительно, ночью выпал снег и кто с верой натерся им, тот выздоровел. В 1846 г. в больнице жестоко страдал от нервной горячки рясофорный послушник Гавриил, несколько дней он находился без сознания. В бреду он стал мысленно молить преподобных Сергия и Никона о возвращении к жизни, чтобы покаянием приготовиться к вечности, и увидел, что к нему явились Сергий и Никон: Преподобный Сергий сказал Никону: "Помоги!" и тот, только подойдя к больному, наполнил его силой. Больной пришел в память, а болезнь миновала.

 


К предыдущей странице        К оглавлению       К следующей странице

Rambler's Top100 Православное христианство.ru

 

Hosted by uCoz