НОВЫЯ ГРОЗНЫЯ СЛОВА

отца Иоанна (Кронштадтскаго)

“О Страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающемся”.

1906-1907г., Издательство “СКИТ”

К предыдущей странице        К оглавлению       К следующей странице


 

СЛОВО I
На день преславнаго Рождества Пресвятой Богородицы.

8 сентября 1907 года.

Всемирная радость от праведных Иоакима и Анны возсия нам, всепетая Дева, яже премногия ради чистоты храм Божий одушевленный бывает, и едина воистину Богородица познавается. (На стиховне стихира предпразд. служба).

Прежде чем начать мое убогое слово о рождестве Матери Бога Слова, молю сие Предвечное Слово дать мне разум прославить по силам моим, а вернее по благодати Божией, настоящий великий христианский праздник, Рождества Пресвятыя Девы Марии, предназначенной от Творца веков быть Матерью Сына Божия по плоти.

Сопоставляю в мысли моей двух дев: первозданную деву Еву, когда она еще не познала общения, и настоящую Пречистую Деву и Приснодеву Богородицу Марию.

Первая дева сделалась вольною причиною всероднаго греха, проклятия и смерти и всех бед, которым мы доныне подвергаемся и от которых ужасно страдаем; вторая — по Боге стала причиною праведности, благословения и жизни, которыми облагодетельствовал нас родившийся от Нея по плоти Бог Слово.

Первая сотворена была из ребра Адамова, ради единства происхождения от одной крови рода человеческаго, вторая Дева — Виновница настоящаго торжества, родилась по вере, горячей молитве и милостыне неплодных, престарелых родителей, праведных Иоакима и Анны, для уничтожения, по благости Божией, греха, проклятия и смерти, ибо родившийся от Нея по плоти Бог Слово истребил в верующих человеках всезлобный грех и изгнал проклятие и смерть, подав благословение и жизнь вечную.

Вот две противоположности — прародительница рода человеческаго Ева и Предстательница христиан Приснодева Мария! Дивныя дела промышления Божия о роде человеческом! Дивны и человеки праведны, плодящие в мире, по благодати Божией, правду, мир, благословение и жизнь веч- ную, между коими первенствует Пресвятая Дева Мария. Дивно милосердие Божие к роду человеческому, возстановившее его от падения. Пресвятая Дева Мария соединила рождеством Своим Бога Слова с человеками и отринутое грехом естество наше сроднила с небом и человеческий род ввела в общение с ангельским, светлым, всеблаженным миром, и земных человеков сделала небожителями.

Чрез воплощение от Пресвятой Девы Бога Слова человечество сподобилось от Бога туне неисчетных благ, о которых и подумать не смело оно, погрязши во всяких нечистотах греха. Людям даны от Господа, пострадавшаго добровольно за грехи мира, — баня пакибытия (крещения), всеспасительное покаяние, всепросветительное Слово Божие, научающее всякому благочестию; основана Церковь с освященными пастырями; дано причащение Пречистаго Тела и Крови Господней, очищающих всякий грех и обновляющих растлевшую от греха природу нашу, украшающих и облагоухаюших верующия и смиренныя души.

Спасение человека поставлено в зависимость от веры, покаяния и добрых дел человека, а без веры во Христа Агнца Божия, взявшаго на Себя грехи мира, и без нелицемернаго, плодотворнаго покаяния невозможно спасение; верующим дана всемощная Ходатаица и Предстательница.

Смотрю на мир, лежащий во зле, или — ближе, на Россию, получившую от Бога драгоценное наследие от предков — веру православную, и отступившую по легкомыслию непостижимому от своей веры и впавшую во всевозможныя беды: и ужасаюсь, и скорблю, видя, как страдает и еще пострадает она, если не обратится всем сердцем к вере отеческой и к Церкви православной, за которой спаслось столько праведных людей. За безверие, пьянство и разврат следуют беды за бедами, беды величайшия, несоизмеримыя: позорная война, обеднение народа, революция, голодовка, холера, мятежныя две Думы, из коих вторая чрез некоторых представителей своих едва не погубила Царскую семью.

Вот наказания Божия за отступление от веры и огульный разврат.

Самые праздники наши святые, которые должны бы возводить наши умы и сердца на небо, обратились в праздники сатанинские, праздники плоти и крови и всяких несмысленных и вредных страстей. Когда некогда праздников еврейских, Господь гнушается и нашими праздниками.

Праздничных собраний ваших не могу терпеть,— беззаконие и празднование (Исаии 1, 2—3), говорит Господь чрез пророка Исаию.

Побоимся Бога. Будем вникать в смысл праздников наших и возводить умы и сердца наши горе — к Богу, к небу, к горнему отечеству.

 

 


К предыдущей странице        К оглавлению       К следующей странице

 

Hosted by uCoz