НОВЫЯ ГРОЗНЫЯ СЛОВА

отца Иоанна (Кронштадтскаго)

“О Страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающемся”.

1906-1907г., Издательство “СКИТ”

К предыдущей странице        К оглавлению       К следующей странице


 

СЛОВО XII
На день памяти Св. славнаго всехвальнаго Апостола Андрея Первозваннаго.

30-го ноября 1907 г.

Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что ты утаил сие (дело воплощения Бога Слова) от премудрых и разумных (т.е. мнящих себя таковыми), но открыл то младенцам (т.е. простосердечным и не мудрствующим лукаво). Ей, Отче, ибо таково было Твое благоволение (Матф. 11, 25—26).

Православная Церковь сегодня торжественно празднует день преставления Св. Первозваннаго Апостола Андрея, единокровнаго брата Св. Апостола Петра.

За начало слова Божия на сей день, я взял знаменательныя слова Господа Иисуса Христа, обращенныя им молитвенно к Отцу небесному, в коих Он, Иисус Христос, благодарит и славит Его за то, что величайшее таинство воплощения Сына Божия, требующее для восприятия его — простоты и чистоты сердца человеческаго, — Он утаил от лукавых и гордых мудрецов века сего, — книжников и фарисеев, а открыл простым сердцам апостолов, — и вообще простым и смиренным сердцам.

И я хочу говорить вам сегодня, именно о том, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (I Петр. 5,5) и открывает им величайшия тайны божественныя для спасения многих.

Вообще, дело христианской проповеди, по своему величию и премудрости таково, что, прежде всего, требует от слушателя простоты веры и совершенной преданности ему, как делу — Божию истинному, спасительному, непреложному. Лукавое неверие не терпимо в деле Божием, — ибо если человек усумнится, при слышании его, не благоволит Бог к нему; сомневающийся подобен волне морской, ветром поднимаемой и разбиваемой, да не думает такой человек, что получит что-либо от Бога.

Вот, обратите особенное внимание на первое слово проповеди Божией, возвещенное Архангелом Гавриилом Деве Марии о воплощении от Нея Сына Божия: и подумайте — какой оно требовало смиренной простоты и доверия от пречистой Девы, — и она ни единым словом не усумнилась и не воспрекословила небесному благовестнику, несмотря на всю необычайность слов благовещения. Архангел услышал от Нея только слово послушания и преданности Господу: се раба Господня, да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38). И дело воплощения Божия совершилось по слову послушания Марии. А что, если бы Она не поверила и стала мудрствовать и сомневаться, как Захария, отец Предтечи, услышавши от Архангела о рождении от него сына? Тогда и дело не совершилось бы. Но и Захария уверовал, наказанный глухотою за неверие и удостоился родить сына большаго между всеми рожденными женами. — Так и Апостолы, призываемые к великому апостольскому подвигу, нимало не прекословили призывающему Господу, а являли тотчас полное послушание и на всю жизнь остались верными своему Спасителю. — Сопоставьте книжников и фарисеев с Апостолами и с Самою ипостасною вечною Премудростию — Христом: сколько вы тотчас заметите в этих ученых века сего лукавства, гордости и злобы, зависти, самолюбия, неправды, лицемерия, корыстолюбия, мести, упорства!

Можно ли было, скажите, вверить им дело проповеди Евангельской и откровения величайших истин царствия Божия? Душевный человек — а таковы были все книжники и фарисеи с первосвященниками, — не принимает того, что от Духа Божия, — потому, что почитает это безумием и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. (I Кор. 2, 14).

Только такие божественные простецы и вместе мудрецы, духовные философы и витии, как апостолы, могли воспринять от Самого Бога Слова, Самой Ипостасной премудрости Божественную проповедь об обновлении людей через воплощение Сына Божия.

И как старались книжники и фарисеи погубить в самом начале великое дело Христово чрез всевозможныя гонения и посягательство на Его чудную жизнь Христову, и мечтали уже, что совсем погубили Его дело, когда умертвили Его на кресте! Но тут-то, когда Он вознесен был на крест, и началось истинное искупление человечества, по слову Господа: когда Я буду вознесен от земли, всех привлеку к Себе (Иоан. 12, 32). Апостолы, разсеявшиеся было во время страданий, по воскресении Христовом особенно утвердились в вере в Него, и с великою силою свидетельствовали всем о воскресении Христовом, и совершившемся деле искупления человеческаго рода. Ничто и никто не мог погубить или помрачить великаго дела Христова; и дело Апостолов торжествовало больше и больше. — Вот что делает простота веры в Бога, всецелое доверие и преданность Ему.

Господь вверил нам, Русским, великий спасительный талант православной веры, чрез которую спаслось множество верных в предшествовавшие нам века, да и в наше время.

Спрошу вас и себя: умножаем ли мы вверенный нам талант веры православной? Стараемся ли жить по вере? Стараемся ли оправдывать добрыми делами свое христианское звание? Творим ли плоды покаяния? Стараемся ли украшать себя всякою христианскою добродетелью? — Все дремлет и спит. Вздремашася вся и спаху (Мф. 25, 5). Нужно ли говорить, напоминать, что творится вокруг нас в обществе, в высших учебных заведениях, в печати, в законодательных учреждениях и т. д.

Востань же, русский человек, воскресни от мертвых и осветит тя Христос. (Ефес. 5, 14). Аминь.

 

 


К предыдущей странице        К оглавлению       К следующей странице

 

Hosted by uCoz