Из жития царственных мучеников.

(Свв. страстотерпцев императора Николая II, императрицы Александры, царевича Алексия,
великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии)


В декабре 1916 года Государыня посе­тила в Новгороде Десятинный монастырь. Старица Мария, которая уже много лет ле­жала в тяжелых веригах, протянула к ней высохшие руки и произнесла: «Вот идет Мученица - Царица Александра» обняла ее и благословила. Блаженная Паша Саровская перед своей смер­тью в 1915 году все клала земные поклоны перед портретом Госуда­ря. «Он выше всех царей будет», - говорила она. На портреты Царя и Царской Семьи блаженная молилась наравне с иконами, взывая: «Святые Царственные Мученики, молите Бога о нас». Однажды Царю передали ее слова: «Государь, сойди с Престола сам». Наступило 15 марта 1917 года. В столице нарастали волнения. В действующей армии вспыхнул «генеральский бунт». Высшие чины армии просили Государя отречься от Престола «ради спасения России и победы над внешним врагом», хотя победа уже была предрешена. С этой просьбой коленопреклоненно обратились к Царю и его ближайшие родственники. Не нарушая присяги Пома­занника Божьего и не упраздняя Самодержавной Монархии, Им­ператор Николай передал Царскую власть старшему из рода - брату Михаилу В этот день Государь записал в дневнике: «Кругом измена, трусость и обман». Государыня, узнав об отречении, ска­зала: «Это Воля Божия. Бог допустил это для спасения России». Народ лишился того, кто обладал преемственной благодатью тво­рить Русское Право.

Именно в тот роковой день в селе Коломенское, под Москвой, произошло чудесное явление иконы Божией Матери, названной «Державная». Царица Небесная изображена на ней в царской порфире, с короной на голове, со Скипетром и Державою в руках. Пречистая приняла на Себя бремя Царской власти над народом России.

Начался крестный путь Царской Семьи на Голгофу. Она всеце­ло предала себя в руки Господа. «Все в Воле Божией, - говорил Государь в трудные минуты жизни, - уповаю на Его милосердие и спокойно, покорно смотрю в будущее».

Молчанием встретила Россия весть об аресте 21 марта 1917 года Временным правительством Царя и Царицы. После отречения Государя оберпрокурор Святейшего Синода обратился с просьбой к Синоду разослать воззвание к народу - поддержать Православную Монархию. Синод ответил отказом.

Назначенная Временным правительством следственная комиссия изводила Царя и Царицу обысками и допросами, но не нашла ни единого факта, обличающего их в государственной измене. На вопрос одного из членов комиссии, почему еще не опубликована их переписка, ему ответили: «Если мы ее опубликуем, то народ будет поклоняться им, как святым».

Августейшая Семья, находясь в заключении в Царском Селе, неустанно трудилась. Весной Государь с детьми очищал парк от снега, летом они работали на огороде; рубили и пилили деревья. Не­утомимость Царя так поразила солдат, что один из них сказал: «Ведь если ему дать кусок земли и он сам будет на нем работать, то скоро опять себе всю Россию заработает».

В августе 1917 года Царскую Семью повезли под охраной в Сибирь. В день праздника Преображения Господня на пароходе «Русь» они прибыли в Тобольск. При виде Августейшей Семьи простые люди снимали шапки, крестились, многие падали на ко­лени: плакали не только женщины, но и мужчины. Однажды Государь спросил красноармейца из охраны, что делается в России. Тот ответил: «Льется кровь рекой от междоусобной войны. Люди уничтожают друг друга». Николай Александрович ничего не ска­зал и, тяжело вздохнув, обратил свой взор к небу. Режим содержа­ния Царственных Узников постепенно ужесточался. Государыня писала в то время: «Надо перенести, очиститься, переродиться! » Ровно через год после отречения, в Тобольске, Государь запи­сал в дневнике: «Сколько еще времени будет наша несчастная Ро­дина терзаема и раздираема внешними и внутренними врагами? Кажется иногда, что дольше терпеть нет сил, даже не знаешь, на что надеяться, чего желать? А все-таки никто как Бог! Да будет Воля Его Святая!».

Царская Семья всем сердцем любила Россию и не мыслила жизни вне Родины. «Как я люблю мою страну, со всеми ее недо­статками. Она мне все дороже и дороже, и я каждый день благода­рю Господа за то, что Он позволил нам остаться здесь», - писала Александра Феодоровна, будучи в заключении. «Я не хотел бы уезжать из России. Слишком я ее люблю, - говорил Государь. - Я лучше поеду в самый дальний конец Сибири».

«Мы до сего времени, - вспоминали слуги Государя, - такого благородного, сострадательного, любящего, праведного Семейства не видели и, наверное, больше не увидим». Епископ Тобольский Гермоген, который в свое время распространял клевету на Государыню, теперь открыто признал ошибку. В 1918 году перед своей мученической кончиной он написал письмо, в котором называл Царскую Семью «многострадальным Святым Семейством» и умолял всех быть осторожными в осуждении всякого человека, а особенно Помазанника Божия - Царя.

В конце апреля 1918 года Августейших Узников привезли под конвоем в Екатеринбург, который стал для них Русской Голгофой. «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой, - говорил Государь, - да свершится воля Божия!» Постоянные оскорбления и издевательства со сторо­ны охраны в Ипатьевском доме причиняли Царской Семье глубокие нравственные и физические страдания, которые они переноси­ли с беззлобием и всепрощением. Государыня Александра Феодо­ровна записала в дневнике, вспоминая слова святого Серафима Саровского: «Укоряемы - благословляйте, гонимы - терпите, хулимы - утешайтесь, злословимы - радуйтесь. Вот наш путь. Претерпевший до конца спасется».

Царская Семья сознавала приближение смерти. В те дни Великая Княжна Татьяна в одной из своих книг подчеркнула строки: «Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть, как на праздник, становясь перед неизбежной смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту. Они шли спокойно навстречу смерти потому что надеялись всту­пить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом».

В воскресенье 14 июля, за три дня до мученической кончи­ны, по просьбе Государя в доме разрешили совершить бого­служение. В этот день впервые никто из Царственных Узников не пел во время службы, они молились молча. По чину службы положено в определенном месте прочесть молитву об умерших «Со свя­тыми упокой». Вместо прочтения дьякон на этот раз запел молитву. Несколько смущенный отступлением от устава, стал петь и священник. Царская Семья опустилась на колени. Так они подготовились к смерти, приняв погребальное напутствие.

Великая Княжна Ольга писала из заточения: «Отец просит пе­редать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него - он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только лю­бовь». В письме Государя к сестре как никогда проявилась сила его духа в тяжкие дни испытаний: «Я твердо верю, что Господь умило­сердится над Россиею и умирит страсти в конце концов. Да будет Его Святая Воля».

По Промыслу Божию Царственные Мученики были взяты из земной жизни все вместе, в награду за безграничную взаим­ную любовь, которая крепко связала их в одно нераздельное целое. В ночь мученической кончины Царской Семьи Дивеевская блаженная Мария бушевала и кричала: «Царевен штыками! Проклятые жиды!». Неистовствовала страшно, и только потом поняли, о чем она кричала. Под сводами Ипатьевского под­вала, в котором Царственные Мученики и их верные слуги закончи­ли свой крестный путь, были обнаружены оставленные палачами надписи. Одна из них состояла из четырех каббалистических зна­ков. Она расшифровывалась так: «Здесь, по приказанию сатанинских сил, Царь был принесен в жертву для разрушения Государства. О сем извещаются все народы».

Не случайна и сама дата изуверского убийства - 17 июля. В этот день Русская Православная Церковь чтит память святого бла­говерного князя Андрея Боголюбского, который своей мученической кровью освятил единодержавие Руси. По свидетельству лето­писцев, заговорщики убили его самым жестоким образом. Святой князь Андрей первым провозгласил идею Православия и Самодер­жавия основой государственности Святой Руси и был, по сути, пер­вым русским Царем.

В те трагические дни Святейший Патриарх Тихон в Москве, в Казанском соборе, во всеуслышание заявил: «На днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович.. Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекаясь от Престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но он не сделал этого, желая страдать вме­сте с Россией».

Вскоре после революции у митрополита московского Макария было видение Государя, стоящего рядом со Христом. Спаситель сказал Царю: «Видишь, в моих руках две чаши - вот эта, горькая, для твоего народа, а другая, сладкая, - для тебя». Царь упал на колени и долго молил Господа дать ему выпить горькую чашу вместо его народа. Спаситель вынул из горькой чаши раскаленный уголь и положил Государю в руку. Николай Александрович начал перекладывать уголь с ладони на ладонь и в то же время телом просветлялся, пока не стал, как светлый дух... И вновь увидел святитель Макарий Царя среди множества народа. Своими руками он разда­вал ему манну. Незримый голос в это время произнес: «Государь взял вину русского народа на себя; русский народ прощен».

«Прости им грех их; а если нет, то изгладь и меня из книги Тво­ей, в которую Ты вписал» (Исх. 32, 32), - подчеркнул Николай Александрович строки в Священном Писании. Государь мужественно взошел на Голгофу и с кроткой покорностью Воле Божией при­нял мученическую смерть. Он оставил в наследие ничем не омра­ченное Монархическое Начало как драгоценный Залог, полученный им от своих Царственных Предков.

Святой Серафим Саровский еще в 1832 году предсказал не только падение Царской власти, но и момент ее восстановления и воскрешения России: «...но когда Земля Русская разделится и одна сторо­на явно останется с бунтовщиками, другая же явно станет за ГОСУДАРЯ и Отечество и Святую Церковь - а ГОСУДАРЯ и всю Царскую фамилию сохранит Господь невидимою десницею Своею и даст полную победу поднявшим оружие за НЕГО, за Церковь и за благо нераздельности Земли Русской - но не столько и тут крови прольется, сколько когда правая за ГОСУДАРЯ ставшая сторона получит победу и переловит всех изменников и предаст их в руки Правосудия, тогда уже никого в Сибирь не пошлют, а всех казнят, и вот тут-то еще более прежнего крови прольется, но эта кровь будет последняя, очистительная кровь, ибо после того Господь благословит люди Свои миром и превознесет Помазанного Своего Давида, раба Своего, Мужа по сердцу Своему».


Тропарь царственным мученикам, глас 5-й:

Царства земнаго лишение, узы т страдания многоразличныя кротко претерпел еси, свидетельствовав о Христе даже до смерти от богоборцев, страстотерпче великий Боговенчанный царю Николае, сего ради мученическим венцем на небесе венча тя с царицею, и чады, и слуги твоими Христос Бог, Егоже молу помиловати страну Российскую и спасти души наша.

Кондак, глас 3-й:

Мирликийскому предстателю, святе, подражатель показался еси, Христово бо Евангелие исполнив, положил еси душу твою за люди твоя и спасл ест повинныя паче же неповинныя от смерти, сих ради мученическою кровию осветился еси, яко великомученик Церкве Христовы.

Величание

Величаем вас, страстотерпцы святии царственные мученицы, и чтем честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

 


К главной странице


Rambler's Top100 Православное христианство.ru

 

Hosted by uCoz