главная
новости
книги
апостасия
ссылки
музыка
обители
србиja
почта
Поиск

Искомое.ru

Ваш именной кирпичик для храма прп. Евфросинии Московской .::Udel3.narod.ru::. ВАШ КИРПИЧИК В ХРАМЕ В С. ПУСТОШЬ

Rambler's Top100 Православное христианство.ru


Серпуховский Высоцкий
мужской монастырь, май 2007 г.

 

фото 1
 
фото 2
 
фото 3
 
фото 4
 
фото 5
 
фото 6
 
фото 7
 
фото 8
 
фото 9
 
фото 10
 
фото 11
 
фото 12
 
фото 13
 
фото 14
 
фото 15
 

Серпуховский Высоцкий мужской монастырь - один из самых древних монастырей Руси. Он входит в число девяти обителей, основанных самим Игуменом земли Русской преподобным Сергием Радонежским. Время его возникновения относится к 1373 году. Первые настоятели обители, прославленные в сонме Радонежских святых, преподобные Афанасий Высоцкий Старший, Афанасий Высоцкий Младший и Никита Серпуховский, являлись учениками преподобного Сергия. Основание монастыря связано также с именем благочестивого князя Владимира Андреевича Донского (Храброго) - славного героя Куликовской битвы, сподвижника и двоюродного брата святого благоверного князя Димитрия Донского.

Летом 1373 года золотоордынские полки Мамая подвергли жестокому нападению Рязанское княжество. Разгром Рязани напомнил русским людям о страшном нашествии Батыя. Возникла спешная необходимость усиления обороны и в первую очередь прикрытия важнейшего пути со средней Оки к Москве, проходившего через старое село Серпуховское в вотчине князя Владимира Андреевича. Место древнего поселения было обнесено дубовыми стенами, а в версте к югу рядом с полноводной Окой, "христолюбивый князь Володимир Андреевич" решил воздвигнуть монастырь, который в случае вражеского нападения мог бы служить предградием, а в дни мира украшал и хранил бы новый русский град молитвой, - "бяше бо князь любяй монастри и честь велику въздая мнишьскому чину".

В уделе князя Владимира Андреевича в радонежских лесах с 1337 года подвизался великий молитвенник земли Русской преподобный Сергий. Боголюбивый князь был его духовным чадом и часто посещал знаменитую Свято-Троицкую обитель. Пожелав воздвигнуть монастырь, Владимир Андреевич обратился к блаженному старцу с просьбой посетить Серпухов, выбрать место, благословить строительство и назначить настоятеля из числа своих учеников. По заснеженным дорогам, пешком, пришел преподобный Сергий из Радонежа в Серпухов в сопровождении любимого ученика Афанасия. С великой радостью встретил князь святых подвижников. Место будущей обители избрали в версте от города, на возвышении, которое носило название Высокое и находилось на берегу Нары, неподалеку от впадения ее в Оку. Князь выразил желание, чтобы обитель была посвящена Божией Матери, честному Ее Зачатию праведной Анной, "дабы славилось имя Божие и Пресвятой Богородицы, а хотящие в крове Ея жити монахи Ее чествовали, а о мне и о врученных мне людях молили Бога, такожде и усопших о Господе души родителей и сродников и всякого чина христиан православне поминая в священнодействе". Преподобный Сергий одобрил желание князя, и когда расчищено было поросшее лесом место, стал на колени, воздел к небу руки и произнес молитву на основание обители, и ныне возносимую ежедневно братией монастыря. Руководство обители преподобный поручил ученику своему Афанасию. Так, 2 декабря 1373 года под Серпуховом "на Высоком" был основан монастырь, который по месту его расположения стал именоваться Высоцким.

Преподобный Афанасий Высоцкий Старший ревностно принялся за устроение монастыря с помощью благочестивого князя Владимира Андреевича, не жалевшего средств на строительство. Число насельников постепенно росло. Среди них преподобный Афанасий скоро обрел достойных учеников, просиявших впоследствии святостью своей жизни: преподобных Никона Радонежского (будущего преемника по настоятельству преподобного Сергия) и Афанасия Высоцкого Младшего. Еще будучи насельником Свято-Троицкой обители блаженного Сергия преподобный Афанасий Старший стяжал себе славу ученого мужа и хорошего книгописца, много трудившегося для возрождения утраченной на Руси за годы татаро-монгольского пленения преемственности византийской культуры. Это направление общественного служения, став настоятелем, он особо развивал в своей Высоцкой обители, благодаря чему она скоро приобрела значение центра византизма на Руси. 8 (21) сентября 1380 года на Куликовом поле русское воинство одержало великую победу над Золотой Ордой. Исход сражения решил Засадный полк, которым командовал Серпуховский князь Владимир Андреевич, прозванный в народе за проявленную доблесть Храбрым и Донским. По возвращении благоверный князь в стенах Высоцкой обители захоронил останки воинов-серпуховичей, над братской могилой которых в память о великой победе был воздвигнут прекрасный белокаменный собор в честь Зачатия Пресвятой Богородицы святой праведной Анной.

Весной 1381 года монастырь вновь посетил преподобный Сергий. Он сопровождал святителя Киприана, прибывшего на Высокое для освящения Зачатьевского собора и каменной церкви-трапезной в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Встреча игумена Афанасия и митрополита Киприана на долгие годы связала святых мужей узами духовной дружбы. В том же 1381 году на Высоком началась работа над составлением списка "Пандектов", написанных антиохийским монахом Никоном Черногорцом в конце XI века и содержащих в себе отрывки из древнего Иерусалимского Устава. По благословению преподобного Афанасия диаконом Вунько на Афоне был сделан список на 210 листах, к которым сам блаженный Афанасий добавил 8 листов своего письма монашеско-учительского содержания, ставших своего рода образцом "наказаний" (правил) для иноков монастырей Руси, а в целом, труд явился значительным шагом к созданию единого русского церковного Устава, составлению которого преподобный Афанасий посвятил всю оставшуюся жизнь. С этой целью в 1387 году по благословению преподобного Сергия вместе со святителем Киприаном он отбыл в Царьград, где в созданной им книгописной мастерской вместе с учениками занимался списыванием богослужебных книг для Русской Церкви, имевшей в том особую потребность после монгольского разорения. Венцом трудов преподобного Афанасия Высоцкого Старшего стал богослужебный Устав "Око церковное", составление которого он завершил в 1401 году. Ради этого туда преподобный Афанасий отказался от возвращения на Родину, завершив свой земной путь в Царьграде. "Око церковное" явился основой богослужебного Устава, которым и по сей день руководствуется Русская Православная Церковь. Вторым святым игуменом Высоцкого монастыря стал преподобный Афанасий Младший. В 1375 году двенадцатилетним отроком пришел он на Высокое, имея горячее желание иноческой жизни. Под руководством любимого учителя преподобного Афанасия Старшего он прошел многолетнюю школу монашеского послушания и в 1387 году принял от него настоятельство. При преподобном Афанасии Младшем монастырь продолжал процветать, сохраняя прежние традиции, уклад жизни и связь с византийской культурой. Для братии второй игумен являлся примером добродетельного иноческого жития: "имел воздержание совершенное, в посте был крепок, в молитвах не леностен, в нищете терпелив". Несмотря на множественные попечения и хозяйственные заботы игумен Афанасий постоянно пребывал в аскетическом подвиге, и еще при жизни "благодать великих чудес от Господа" прияв, почитался братией как чудотворец. Преставился угодник Божий в возрасте 33 лет от "старческого изнеможения" вследствие тяжелых иноческих подвигов. С самого момента погребения преподобный Афанасий прославился чудесами. И по сей день ero святые мощи несут благодатные исцеления людям. В 1571 году во время нашествия агарян в образе грозного всадника с большим жезлом на белом коне он явил свое заступничество городу и родной обители. С тех пор преподобный Афанасий Младший почитается как небесный покровитель Серпухова.

По смерти преподобного Афанасия Младшего настоятельство обители на Высоком в 1395 году перешло к третьему святому игумену преподобному Никите, сроднику и ученику преподобного Сергия. Преподобный Никита успешно управлял монастырем в течение девятнадцати лет и, по упоминанию преподобного Иосифа Волоцкого, имел сан архимандрита, который в те времена усваивали настоятели только наиболее значительных монастырей. Как и его предшественники, он проводил жизнь в строгом неослабеваемом подвиге и непрестанных заботах о благоустроении обители. После разорительного набега Едыгея в 1408 году настоятельские попечения преподобного Никиты умножились, и подвижническая жизнь стала еще более напряженной. От непомерных трудов он начал терять зрение и в 1414 году уйдя на покой, перешел в Боровский Высоко-Покровский монастырь, вероятно, в качестве духовника. 3десь у него в послушании и под духовным руководством, с прилежанием служа и научаясь образу всякой добродетели, в течение семи лет пребывал молодой инок Пафнутий - преподобный Пафнутий Боровский. Около 1421 года преподобный Никита отправился на север и в 1426 году в Костроме основал Богоявленский монастырь, где и обрел место последнего упокоения. На протяжении столетий память о святом Никите благовейно хранилась жителями Костромы, почитавшими его как небесного покровителя своего города и Богоявленско-Анастасиина монастыря.

Время управления монастырем первыми тремя святыми настоятелями преподобными Афанасием Старшим, Афанасием Младшим и Никитою составило его святое сорокалетие и вошло в историю древней Высоцкой обители как самая драгоценная страница.

В дальнейшем история монастыря тесно связана с историей Серпухова. Являясь южной оборонительной границей Московского княжества, город часто подвергался нападениям со стороны внешних врагов земли Русской. Под Серпуховом устраивались сборы войск, на которых обычно присутствовали цари, великие князья, бояре и воеводы. Высоцкая обитель нередко посещалась знатью и самим Царем. Для таких случаев в монастыре имелись особые "царские палаты". От именитых лиц "на Высокое" часто поступали крупные денежные вклады, передавались вотчины с пашнями и лесами, жертвовались редкие в то время богослужебные книги, сосуды, облачения и проч. В XVI веке в обители были построены Никольский и Сергиевский храмы, придел в честь Рождества Богородицы и галерея вокруг собора.

Весной 1571 года татарский хан Девлет-Гирей, обойдя русские оборонительные линии, приблизился к Серпухову. Неподготовленному к сражению царю Ивану Грозному, который находился в это время с опричниной в Серпухове, пришлось спешно отойти. Отряды агарян прошли по городу огнем и мечем, истребляя жителей, грабя и оскверняя храмы, разрушая все на своем пути. Монастырь на Высоком, как и вся округа, был разграблен и сожжен. Вскоре наступило "смутное время" междуцарствия, во время которого Высоцкая обитель вновь претерпела много бедствий от господствующего всюду произвола и грабежей.

С воцарением на Русском престоле Михаила Федоровича Романова для всей страны настало время благоденствия. В монастырь снова стали поступать вклады от благочестивых людей. Особенно значительными они были в 20 - 40 годы XVII века. Время правления царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича явилось для древней обители благоприятной порой возрождения. Наиболее щедрые пожертвования поступали от представителей рода Нарышкиных, вотчина которых находилась на серпуховской земле, и особенно от царицы Наталии Кирилловны, матери императора Петра I. К концу XVII века на средства Нарышкиных и прочих вкладчиков многие храмы и иконостасы обновились. В 70-е годы вместо старой деревянной ограды вокруг монастыря были воздвигнуты каменные стены с четырьмя угловыми башнями.

К середине XVIII века Высоцкий монастырь процветал, в его владении находились значительные земельные угодья, действовало семь каменныx церквей и величественный собор, имелись богатейшая ризница и большая библиотека.

Со второй половины XVIII столетия, при введении императрицей Екатериной II штатов для монастырей, благосостояние обители стало падать. По Указу 1764 года о секуляризации церковных владений монастырь лишился своих вотчин и перешел на государственное содержание по штату и на пожертвования.

С начала XIX века благосостояние обители вновь стало расти: реставрировались старые храмы, строились новые. Поток паломников увеличился. Около 1840 года была сооружена трехъярусная колокольня (взамен старой, рухнувшей от времени), во втором ярусе которой расположился храм во имя трех святителей и учителей вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Освящение этой церкви в 1843 году совершил святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский.

В 1872 году была расширена Покровская церковь за счет пристройки с северной стороны придела во имя Похвалы Пресвятой Богородицы, существовашего ранее при монастырской больнице, здание которой разобрали. Следующая реставрация Покровского храма была осуществлена в 1902 году на средства казначея Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Никона (Рождественского), являвшегося с 1904 по 1906 годы епископом Серпуховским, впоследствии архиепископом Вологодским.

В 1878 году при настоятеле Мелетии I в память 500-летия обители над местом погребения преподобного Афанасия Младшего был воздвигнут величественный храм во имя преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского вместо деревянной церкви, построенной в 1697 году на пожертвования бояр Нарышкиных. В 1896 году на средства фабриканта Н.Н.Коншина по проекту известного русского архитектора ЕИ.Клейна был построен в византийском стиле храм во имя Всех святых с семейной усыпальницей храмоздателя в нижнем этаже.

В монастыре имелась богатейшая ризница, располагавшаяся в Зачатьевском соборе над Никольским храмом. Среди прочего там хранились две ризы, принадлежавшие преподобному Сергию Радонежскому покровцы и пелена, вышитые старинной русской вышивкой (XVII век), более 20 напрестольных крестов - серебряных, вызолоченных, резных кипарисных и др.; различная церковная утварь, митры. В обители было множество замечательных икон. Среди них выделялись семь икон знаменитого Высоцкого чина византийского письма, присланные из Константинополя в 1395 году преподобным Афанасием Высоцким Старшим для иконостаса собора. Ныне шесть из них находятся в Третьяковской галерее и одна в Русском музее.

К началу ХХ века Высоцкий монастырь, по отзывам современников, представлял собой одну из самых благоустроеннейших обителей нашего Отечества. С наступлением в России эпохи новой богоборческой власти в истории монастыря открылась одна из самых трагических страниц. В ноябре 1918 года обитель заняла 4 рота 5-го Земгальского Латышского стрелкового полка. Около года под древними стенами каратели вели расстрелы заподозренных в дезертирстве. После их ухода часть монастыря отошла под губернский концентрационный лагерь.

В 1928 году власти закрыли высоцкий монастырь. В 1928 году монастырь полностью прекратил свою деятельность.

В течение полувека в разные периоды здесь размещались организации и учреждения, казармы, склады, гаражи, коммунальные квартиры и загоны для домашнего скота...

25 марта 1991 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря.

 

[ вернуться ]

 
 


¤Vera-tvoya¤
2004-2008

Hosted by uCoz