К предыдущей странице К оглавлению К следующей странице
В 1839 году в Оптину пустынь тайно пришел молодой учитель греческого языка и остался на постоянное жительство. Несмотря на слабость здоровья, он много потрудился над переводом и изданием аскетических творений святых отцов, а также собственных богословских трудов. В 1846 году был рукоположен в иеромонаха, а через 14 лет — избран старцем монастыря. “Неся этот ответственный и тяжелый иноческий подвиг, — пишет богослов С. Н. Булгаков, — старец Амвросий был полон сокровищ великой мудрости и опытности, безграничной любви и милосердия. Толпы народа со всей России изо дня в день и с утра до вечера осаждали пустынную келью, ища благословения, помощи, утешения, совета в разрешении сомнений... Старец встречал и провожал их с отеческой лаской. Обладая даром прозорливости и исцеления, он многих отпускал с умиротворенной душой, с облегченным сердцем и с верой в лучшую жизнь... Стекавшиеся от почитателей значительные пожертвования он обыкновенно делил на три части, употребляя одну часть на нужды скита и на помин жертвователей, малую часть на лампадное масло и восковые свечи, самую же большую часть — на бедных”... При этом он будто бы говаривал, что сейчас много бедных, но придут времена, когда вся страна обнищает. В 1988 году Поместным Собором Русской Православной Церкви старец Амвросий Оптинский причислен к лику святых.
Смысл скорбей
Всегда люди жаловались на различные скорби, и напасти, и болезни... все почти жалуются и на тяжелые обстоятельства. И удивляться этому не должно.
Настоящая жизнь есть ничто иное как приготовление к жизни будущей. Как кто проведет настоящую жизнь, сообразно тому получит участь в жизни будущей — или блаженную, или злополучную.
Все христиане, особенно правоверующие, желают наследовать блаженную участь в жизни будущей. А для получения этого неизбежно понести различные скорби и болезни, по сказанному в слове Божием: “многими скорбми подобает нам внити в Царствие Небесное”.
Люди разделяются на праведных и грешных, но ни те, ни другие не свободны от различных скорбей или болезней, как сказано в псалмах: “многи скорби праведным; многи раны грешному”.
Святой Давид первых увещевает не малодушествовать, уверяя, что от всех скорбей Господь избавит их, а вторых, то есть грешных, — увещевает не отчаиваться... если грешный с верой и упованием в покаянии будет прибегать к Господу, то получит помилование и прощение согрешений.
Всеблагий Господь праведным посылает различные скорби, во-первых, для того, чтобы не ослабевали в подвигах благочестия и, разленившись, не уклонились в противную сторону и не погибли <...> Во-вторых, праведным Господь посылает различные скорби для того, чтобы через это они совершенно очистились от грехов и страстей и получили велие воздаяние в будущем веке, по сказанному: “яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодие жертвенное прият я”.
На грешных же наводит Господь различные напасти и болезни, чтобы привлечь их к покаянию, как Сам говорит во святом Евангелии: “приидох призвати не праведныя, но грешныя на покаяние”; и паки: “покайтеся, приближибося Царство Небесное”; и чрез пророка Исаию глаголет: “отъимите лукавства от душ ваших, приидите и истяжимся. И аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю: аще же будут яко червленое, яко волну убелю” (Ис.1,16-18).
Всем вообще говорит Господь, и праведным, и грешным: “приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы, возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим”; и паки: “в терпении вашем стяжите души ваша. Претерпевый бо до конца, той спасен будет”. <...>
* * *
Укрепляйте себя верой и надеждой на милосердие Божие. Сотворивый такой мир силен поправить и ваши дела.
Кто похвалится не жалеть об ошибках прошедшего времени? Но за эти ошибки мы же терпим скорби временные, чтобы избавиться от скорбей вечных, как устраивает о нас промышляющий Господь, наводя различные... искушения к очищению нашему и к обучению духовному, чтобы возбудить в нас веру опытную и живую, и упование непостыдное, как свидетельствует апостол Павел, говоря: “скорбь соделовает терпение, терпение же упование; упование же не посрамит”.
Поэтому презирайте злые внушения врага, который по слову апостола Петра “яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити” или грехом, или безмерной скорбью и отчаянием.
Но силен Господь... защитить вас от нападений вражиих, равно и от тех неприятностей, которые смущают вас и отягчают душу вашу. <...>
Как поступать в скорбях
Спрашиваешь моего мнения о службе, на которую желает поступить твой сын. Мое мнение такое: хотя служба эта не хороша, но праздность еще много хуже; лучше служить и быть при деле, чем в бездействии проводить время <...>
Приветствую о Господе скорбного А. И. Ему полезно в болезни от душевного потрясения прибегать к целебнику Пантелеимону и преподобному Моисею Угрину; а в деле по фальшивым векселям на него полезно ему прибегать к Святителю Николаю, священномученику Фоке и Иоанну Воину. Зло всегда забегало вперед, но не одолевало, разве только, где попускал Господь, и попустит к пользе нашей душевной и к испытанию христианского терпения.
...А. И. в настоящее время особенно полезно читать три псалма: “Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся”; второй — “Живый в помощи Вышняго”; третий — “Терпя потерпех Господа”.
Не вотще сказано в Писании: “многими скорбми подобает нам внити в Царствие Небесное”; и “враги человеку домашнии его”. Всеблагий Господь да избавит нас от врагов видимых и невидимых и да подаст нам терпение и мужество к борению и к перенесению всего скорбного и оскорбительного.
Поговеть можно бы съездить в Лавру; да кажется, нет надобности. Можно и в Москве поговеть и исповедаться <...> так будет проще. Впрочем, посмотри сама, а по-моему, все равно. Кому ни исповедуй, только исповедуй искренне, — что после последней исповеди найдется тяжелого или легкого на совести. Если что вспомнится из прежней жизни неисповеданное по забвению, и это должно исповедать.
Не думай, что ты отреклась Господа тем, что, живя в лютеранском доме, стыдилась молиться Богу, как обыкновенно молишься. Исповедуй и это с самоукорением перед Богом и перед духовником, но не смущайся до отчаяния. Вперед в подобных случаях, если неудобно молиться наружно, то хотя мысленно почаще призывай милость и помощь Божию, всегда стараясь помнить вездеприсутствие Божие.
Также надо умудряться, чтобы хоть утром и вечером, ложась и вставая, помолиться Богу и видимо. Опущенные (невыполненные) поклоны можно выполнять и в другие часы и дни и даже после года. Духовнику должно сказать, когда выполнишь их или что их исполняешь. Мир тебе! и питомцам твоим!
Промыслом Божиим
В письме... ты выразила главную свою мысль и главное... желание, что ничего более не желаешь... N, как спасения его души. Если так, то не скорби много о его внешнем настоящем положении, по всему прискорбном, неустроенном и затруднительном. Но оно, по Промыслу Божию, послалось ему для пользы душевной, чтобы осмотрел себя со всех сторон и понял суету настоящей жизни, и по примеру других не предавался бы этой суете и утешениям и наслаждениям скоропреходящим.
Когда помышляем о спасении ли собственном, или о спасении нам близких, то всегда должны твердо помнить, что “многими скорбми подобает внити в Царствие Небесное”, как учит нас слово Божие; и по слову апостольскому, “его же любит Господь, наказует, биет же всякого сына, егоже приемлет”.
Старайся содержать все это в памяти и почаще молись так: “Господи! Ты един вся веси, вся можеши, и всем хощеши спастися и в разум истины прийти. Вразуми сына моего познанием истины Твоея и воли Твоея святыя, и укрепи его ходити по заповедям Твоим и меня грешную помилуй!”
Если так будешь делать, то будешь получать облегчение в скорби своей и вместе оказывать духовную помощь сыну своему.
Приветствую о Господе скорбного N, сердечно желаю ему терпеливо и благодушно и с пользой душевной перенести великую потерю доброй своей супруги, с верой и упованием и преданностью всеблагому Промыслу Божию. Силен Господь устроить о нем и впредь полезное и спасительное, равно и о детях его сиротках, по воле Своей святой, яко Отец сирых, по сказанному в слове Божием.
* * *
Желаю вам с милыми вашими малютками вступить в новый год с новыми силами и с новым мужеством к терпению находящих скорбей и неприятностей, в них же не бывает оскудения для всех хотящих спастися и наследовать блаженную вечность. Не ложно слово апостола, что все хотящие благочестно жити гоними будут.
О! дабы подал нам Господь постоянство и крепость неуклонно и с верой взирать душевными очами к горнему воздаянию, да таким образом удобно презрим дольние и земные расчеты, выгоды и невыгоды, приятное и скорбное, по сказанному: “любящим Бога вся поспешествуют во благое”.
Тоска
Тоска, по свидетельству Марка Подвижника, есть крест духовный, посылаемый нам к очищению прежде бывших согрешений.
Тоска происходит и от других причин: от оскорбленного самолюбия или оттого что делается не по-нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами; от стеснительных обстоятельств, которыми испытуется вера наша в Промысл Божий и надежда на Его милосердие и всесильную помощь. А верой и надеждой мы часто бываем скудны, оттого и томимся.
* * *
Рассмотрите хорошенько, нет ли к тому причин земных (что отягощает тоска), и не оскудевает ли вера и упование на всеблагий Промысл Божий? Апостол сказал: “верен Бог, иже не оставит вас искуситися паче, еже можете; но со искушением сотворит и избытие”, то есть избавление от скорби и искушения.
Если таких причин не найдете за собой, то потерпите эту печаль и томление тоски, как крест духовный, и получите милость Божию и благовременное утешение по воле Божией, а не по нашим соображениям.
В помощь избавления от безотчетной печали советую вам прочесть письма святителя Иоанна Златоуста к Олимпиаде...
При внимательном чтении этих писем вы увидите, во-первых, что печаль и тоска бывает смешанная, происходящая по ухищрению вражию от мнимо-благих причин.
Во-вторых, увидите, как зловредна и душевредна такая печаль, что угодник Божий, вопреки общего обычая святых, вынужден был хвалить и ублажать свою ученицу, чтобы каким бы то ни было образом разогнать мрак душевредной печали и исхитить ее из сетей коварного врага; и для этого употребил труд усиленный, несмотря на свое заточение, крайнюю болезнь телесную и другие неудобства.
Если сумеете написанное там приложить к своим обстоятельствам, великую получите пользу духовную.
* * *
Это один из нелегких крестов духовных, которые посылаются хотящим спастись, а иногда — и не хотящим.
Тоска ваша слагается из неудобств, вас окружающих и препятствующих исполнению желаемого. Отраду же некоторую в тоске вашей находите вы при мысли о смерти потому, что тут представляется избытие многих ваших тягот. Но если бы мы, как сказано в отечнике, знали вполне, какое томление несут за гробом не получившие милости Божией, то охотно бы несли всякую здешнюю тяготу внешнюю и внутреннюю. Если о всякой вещи должны молиться Богу: “да будет воля Твоя”, то более всего прилично это в отношении нашей жизни, которая нам дана для приобретения вечного спасения...
Если же кто не вполне располагается или предается в волю Божию, а дозволяет себе некоторые мнимо-благие желания, то он по временам будет впадать в малодушие и нетерпение, в избежание чего и советует Авва Дорофей мыслить так: “хощу яко же будет”.
Жалуетесь на тоску и печаль!
Такое состояние души бывает от двух совершенно разных причин, а иногда и смешанных между собой.
Печаль, по духовным причинам бывающую, апостол называет полезной весьма: “печаль, яже по Бозе, — говорит он, — покаяние не раскаянно во спасение соделовает”. Нераскаянно — значит, если человек не обращается вспять от покаяния и благочестивой жизни; этой печали вредят смущение, от тонкой гордости происходящее, и отчаяние, наводимое врагом душ наших.
Печаль же, по мирским причинам бывающая, весьма вредна. Она, по слову апостола, смерть соделовает не только душевную, но иногда и телесную, если человек сильно предается ей, оставив упование на Бога. Печаль мирскую производят три причины: “похоть плоти, похоть очес и гордость житейская”, которые... не от Бога, но от мира сего. Три эти причины рождают причину смешанную, если человек твердо не восстанет против первых, а озирается вспять, видя миролюбцев, по-видимому, блаженствующих.
Смешанную причину печали усиливает и ревность не по разуму в вещах духовных, когда человек не может удержаться в пределах смирения, а уклоняется в рвение. Апостол Иаков пишет: “идеже зависть и рвение, ту нестроение и всяка зла вещь.
Премудрость же, яже свыше, первее чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодов благих, несумненна, нелицемерна”. Несумненна — значит неосудлива. Считающие себя умеющими и более разумевающими склонны к осуждению.
Вот аз, скудоумный, увлекающийся желанием пользы ближнему, забывая собственное непотребство, указал вам причины, наводящие тяготу душевную, — не в обличение, но сердечно желая избавления вам от нестерпимой печали, которая отравляет жизнь вашу.
Сами вникните и рассмотрите, от чего более происходит томление духа вашего, и, призывая со смирением и верой помощь Божию, постарайтесь по силе удалить неправильные поводы и причины. Не вотще апостол сказал: “терпения потреба, да волю Божию сотворша жизнь вечную улучим”.
Да! Немалое терпение, и разумение, и смирение потребно, чтобы избавиться обоюдной стремнины, где, с одной стороны, искушает тонкое миролюбие и тягота плоти, а с другой — ревность не по разуму, доводящая до рвения. И все это лишает мира душевного, тяготит, томит, смущает.
Господи, помози! Заступи, спаси и помилуй! Помилуй нас, яко немощны есмы! Враг же противоборющий бесчеловечен и добра ненавистник, яко лев рыкая ходит иский кого поглотити; но да упразднится его кознодейство.
Смущение
Смущение, по каким бы оно благовидным причинам ни приходило, есть самое душевредное искушение, поэтому должно считать неправильными и несправедливыми те причины и поводы, по которым оно возбуждается.
Если Всеблагий Господь заботится о пользе нашей душевной и спасении нашем более, нежели мы сами, то и должно нам всегда искать успокоения от возмущающих нас мыслей в благости и всемогуществе Божием, а неуместной заботливостью нашей и безвременным опасением и боязнью ничего сделать не можем.
Будем жить, пока дарует нам жизнь Жизнодавец, иже мертвит и живит, поразит и исцелит, вся устрояяй премудростию своею, по единой благости, ко благому и полезному и спасительному.
Не должно забывать евангельское слово: “Горе егда добре рекут о нас вси человецы”.
Зависть
Пишете вы, что, видя себя хуже других, склоняетесь на зависть.
Обратите это чувство к другой стороне и получите пользу. Видеть себя хуже других служит началом смирения, если только человек будет укорять себя за примесь противных чувств и мыслей и постарается отвергать эту душевредную примесь. Если же дадите место в душе вашей водвориться смирению, то... и будете получать успокоение от различных тягот душевных.
Также нечего завидовать и обеспеченным во внешнем отношении. Пример у вас перед глазами, что и имеющие богатое состояние не пользуются миром душевным. Для этого требуется не внешнее обеспечение, а упование твердое на Бога. Если бы вам полезно было это обеспечение, то Господь послал бы вам и богатство.
Но, видно, вам это не полезно. Притом должно знать, что иногда люди, по собственной неосторожности, сделанной когда-либо прежде, подвергаются впоследствии затруднительным обстоятельствам. В таком случае против смущения надо вооружаться самоукорением, и помощью Божией человек будет успокаиваться.
Добром сделанным оправдывать себя нельзя в таком смущении, по закону духовному: “сделавши что-либо доброе кому, жди о сем скорбного искушения”. Не вотще апостол говорит: “аще живем духом, духом и да ходим: не бываим тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще”. Заметьте эти два признака, несвойственные благочестивой жизни.
Об искоренении зависти
Побеседуем о зависти, насколько страсть эта зловредна и душевредна. Дряхлый семидесятилетний старик царь Ирод, услышав, что родился Христос, новый царь израильский, уязвился завистью, которая настолько ослепила и ожесточила его сердце, что он решился избить в Вифлеемской области до четырнадцати тысяч младенцев, чтобы с ними вместе погубить и родившегося Христа...
Но завистливый Ирод Христа не убил, а душу свою навеки погубил, и избиенные им младенцы вечно будут блаженствовать в селениях праведных с мучениками, а он должен вечно мучиться в геенне.
<...> Постараемся всячески противиться зависти и истреблять эту страсть в самом ее начале, потому что до крайней степени побежденные завистью поступают в делах своих почти подобно Ироду.
...Понудим себя иметь ко всем любовь и благорасположение и доброжелательство всем, любящим и нелюбящим нас, благосклонным и неблагосклонным, благоприветливым и неблагоприветливым. Не вотще сказано в слове Божием: “Бог любы есть, и пребывай в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает”. Аминь.
Самомнение и тщеславие
<...> Потребно нам иметь более всего смирение искреннее перед Богом и перед всеми людьми; и более бояться и остерегаться самомнения и тщеславия <...>
* * *
<...> Гордость и самонадеянность иногда очень беспокоят тебя. Оберегайся этих злых страстей.
Из примера святого царепророка Давида видно, что гордость и самонадеянность вреднее прелюбодейства и убийства. Последние привели пророка к смирению и покаянию, первые довели его до падения, как объясняет он это в одном псалме, говоря:
“рех, неподвижуся во век”. По падении же своем совсем иное говорил: “червь есмь, а не человек, поношение человека, и уничижение людей”. <...>
* * *
<...> по временам нападают на тебя помыслы гордые и самонадеянные; ... описывая душевное свое состояние, говоришь, что ты подобна разломанному зданию без окон и без дверей и т. д. Это самое и вспоминай, когда будут приходить гордые помыслы, и сама себе говори: разграбленной, разоренной чем гордиться?
Гневливость
Ты говоришь, что хоть изредка, на тебя находит сильное возмущение и раздражение. Это... искушение от врага, который не терпит, если где водворяется мир и взаимная любовь; особенно, где люди заботятся преимущественно о молитвенном подвиге, тут-то враг и старается водворить с обеих сторон гневливость, которая делает человека неспособным не только к молитве, но и ко всякому доброму делу.
Итак, блюдите себя, призывая всесильную помощь Божию; вооружайтесь против козней врага, ищущего нанести вам душевную тщету, и всячески старайтесь удерживаться от гневливого расположения, поминая апостольское слово: “мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа”.
<...> На самом опыте увидишь, как велика сила Богодухновенных псаломских словес, которые опаляют и прогоняют врагов мысленных, как пламень.
О пользе чтения писем старца
Описываете прискорбные и затруднительные свои обстоятельства и говорите, что часто чувствуете потребность в духовном наставлении и укреплении.
Советую вам достать себе книгу “Письма блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария к мирским особам” <...> Не сомневаюсь, что в них найдете... обильное назидание и утешение в ваших скорбях и разрешение встречающихся вам недоумений.
От себя же могу вам сказать лишь немногое. В настоящее время, кажется, более чем когда-нибудь, желающие благочестно жить окружены всякими неудобствами и затруднениями.
Особенно становится трудно вести дело воспитания детей в духе христианском и в правилах святой православной Церкви.
Посреди всех этих трудностей остается нам одно: прибегать к Господу Богу, усердно просить от него помощи и вразумления и затем с своей стороны делать все, что можем, по крайнему нашему разумению; остальное же все предоставить на волю Божию и на Его Промысел, не смущаясь, если другие не так поступают, как бы нам желалось.
Пишете о разногласии вашем с супругом вашим в некоторых предметах. По временам можете в спокойном духе сказать ему, что найдете полезным, и усердно молитесь за него и за детей ваших, чтобы Господь устроил о них полезное, якоже Сам весть.
Неудачи переноси с радостью
<...> Полезнее нам всегда радоваться, а не унывать при встречающихся неудачах; радоваться же можем только тогда, когда будем благодарить Бога за то, что случающимися неудачами смиряет нас и как бы невольно заставляет нас прибегать к Нему и со смирением просить Его помощи и заступления.
И когда так будем поступать, тогда и на нас будет исполняться псаломское слово святого Давида: “помянух Бога и возвеселихся”. <...>
* * *
...Как-то ваши дела идут и к какому концу грядут? Впрочем, как бы они ни шли, не мимо идет слово Писания, глаголющее: “в терпении вашем стяжите души ваша; и — претерпевый до конца, той спасен будет”.
“Не приидох бо, — глаголет Господь, — воврещи мир на землю, но меч.” Святой Иоанн Лествичник, объясняя слова сии, говорит: “чтобы разлучить боголюбивых от миролюбивых, и смиренномудрых от славолюбивых”.
...Святой Иаков, брат Божий, пишет, что человек неискушен неискусен. В паремиях преподобным читается: “якоже злато в горниле искуси их”.
Искушения неприятны, но полезны; да и податься от них некуда, по сказанному: “в мире скорбни будете”. Значит, в целом мире бесскорбного места не найдешь; везде к одному заключению придешь, что потерпеть нужно.
Другого средства к избавлению нет. <...>
* * *
...Хорошо... если бы у тебя наружно была приятная и назидательная мина и при этом душевная тишина хранима. Хотя это и нелегко, и притрудно, и не всегда удобно, но зато и нам, и другим полезно.
Правда, что полезное редко сходится с приятным, и чаще неприятное скорее приносит пользу, нежели приятное; потому что от приятного люди скоро забываются. Ежели и сладкого меду лишнее поесть, то стошнит. Тогда потребуется лечиться холодным полынным настоем.
Не без причины святой апостол Павел написал: “вся испытующе, добрая содержите”. И простая человеческая поговорка есть: “Самое дело лучше укажет, как нужно действовать”.
* * *
...Помни всегда и никогда не забывай, что “хотящии благочестно жити гоними будут”.
От кого же? Разумеется, прежде всего от своих, которых враг вооружает, чтобы отвратить от пути благочестия благоизволивших по нему идти.
Но хотя и тяжелы скорби, оскорбления, а зато сладок рай и приятно в нем наслаждение вечное. <...>
Принимай огорчения благодушно
...Помилует тебя Всеблагий Господь и всех живущих с тобой и да поможет тебе вперед не принимать так горячо к сердцу встречающиеся скорби и неприятности, которые едва тебя не приближают к смерти.
...Не буду тебя убеждать к благодушию и великодушию словами Писания... а только приведу теперь пословицу или поговорку одного веселого и благодушного человека, который имел обычай в подобных случаях повторять: “Сидор да Карп в Коломне проживает, а грех да беда с кем не бывает”. И этот человек, как помню, при многих переменах и переворотах его жизни оставался всегда благодушен и весел. <...>
* * *
<...> Ты настолько предалась и предаешься безмерной печали, что несколько уже дней совсем не употребляешь пищи, так что и желудок твой стал ссыхаться.
Это неблагоразумно и несогласно с волей Божией предаваться такой вышемерной печали, когда имеем апостольскую заповедь радоваться в различных искушениях, как пишет святой Иаков, брат Божий. То же самое сказано и у апостола Павла. Всегда радуйтесь, непрестанно молитеся, о всем благодарите.
Это воля Божия. И нам следует придерживаться воли Божией, а противное отвергать и не предаваться ему. Ангел покаяния святому Ерму говорил, что печаль оскорбляет Духа Святого и неприлична рабам Божиим, то есть печаль неуместная или вышемерная.
А ты уже пресытилась печалью, пора и отложить ее и взяться за благонадежие. И простой опыт свидетельствует, что после сильной бури в море бывает велия тишина. Будем мы надеяться и ожидать подобного...
Что говорят, слушай, а что подают, кушай, особенно теперь...
* * *
<...> вооружайся терпением против находящих трудностей, всегда поминая при этом слово Самого Господа: “в терпении вашем стяжите души ваши”;
и “претерпевый до конца, той спасен будет”. И еще Господь глаголет: “в мире скорбни будете”. В каком бы конце мира человек ни жил, скорбей по этому слову Господню не избежит.
Поэтому не унывай, а на милость Божию уповай!
* * *
Поздравляю тебя с приближающимся праздником Благовещения Божией Матери. Не без причины православная Церковь велегласно воспевает: Благовествуй, земле, радость велию. Хвалите небеса Божию славу.
Благовествуй и ты своим N эту радость с хвалой Божией славы. Да и сама нерассудно не предавайся печали, твердо помня, что это твое главное искушение, которым враг старается отравлять твою душу и делать через это препинания разные на твоем пути.
Святой Иоанн Лествичник пишет, что безвременная и неуместная печаль, и особенно вышемерная, делает душу дымоватую. А сама знаешь, что как видимый дым разъедает очи телесные, так невидимый мысленный дым и мрак печали повреждают очи душевные.
...Подумай об этом хорошенько... и не предавайся нерассудно искусительной твоей печали. <...>
Многие трудности — от нас самих
Жалуешься на трудную жизнь... сказано в Писании утешение: “кийждо приимет свою мзду по своему труду”.
Но у нас много трудностей и от мудреного нашего самолюбия, которое малодушно, любит отраду и пространство, и покой, и желало бы легко наследовать Царствие Христово, Который и на кресте молился за распинателей Своих. Мы все это забываем, потому и малодушествуем часто.
Старайся потерпеть... и Бог тебя не оставит.
Не отчаивайся, а кайся
Несть греха, побеждающего милосердие Божие, хощет бо всем спастись и в разум истинный приити. Поэтому отложи свое неразумное отчаяние и старайся соблюдать заповеди Божии; а в чем согрешишь, кайся и исправляйся.
Все скорби, постигающие тебя, терпи, по слову Божию: “в терпении вашем стяжите души ваши” и “претерпевый до конца, той спасен будет”. На домашних гнева не держи, а молись за них и за всех ненавидящих и обидящих тебя; и милостию Божией спасешься...
А самоубийцы идут на самое дно адово, и тяжесть всех грешников сдавливает их там, и мучения их ужасны и бесконечны.
Взирай на пример святых, как они терпели для спасения.
Евангельские заповеди даны всем
Пишете вы, что среди мира и семейства чрезвычайно трудно отрешиться от земного. Действительно, оно трудно. Но евангельские заповеди даны людям, живущим в мире; ибо тогда не было ни монахов, ни монастырей.
Должно всем христианам помнить слово Господне: “в мире скорбни будете”; также сказанное в Апостольских Деяниях: “многими скорбми подобает нам внити в Царствие Небесное”. Не определено, какими скорбми, а вообще сказано — многими; ибо у каждого человека свои скорби, смотря по его внешнему положению и внутреннему устроению и душевным немощам.
Сообразно со всем этим одному приходится испытывать одного рода прискорбия, другому — Другого рода. Но для всех Господь положил одно общее правило: “в терпении вашем стяжите души ваша” и “претерпевый до конца, той спасется”.
Призывая на вас и на все семейство ваше мир и милость Божию, сердечно желаю вам от Господа всех благ и подкрепления в скорбях ваших.
Держись внутреннего подвига
Сама объясняешь, что тебе очень помогает... умеренность речи. Отвечать кратко, благоразумно и осторожно в подобных выражениях: “не знаю, что вам сказать”; иногда: “это не по моей части”; иногда: “это меня не касается”; или: “это выше меня”, а иногда отвечать молча одним поклоном и проходить, как будто не расслышала или не поняла.
А сверх всего этого потребно держаться совета святого Исаака Сирина: “стараться не видеть злобы человека”. В этом состоит чистота душевная... Всех Господь хочет спасти, вразумить и исправить, чтобы имели смирение и любовь и не выставляли свои заслуги, потому что все туне спасаемся благодатью Христовой...
С помощью Божией умудряйся устраивать себе так, чтобы возможно было держаться внутреннего подвига, который, по апостольскому слову, состоит из четырех частей: ко всем долготерпите, всегда радуйтесь, непрестанно молитесь и о всем благодарите.
Это воля Божия. Начинать должно с последнего, то есть с благодарения за все.
Начало радости — быть довольным своим положением.
О разговорах с братом
В большие толки с братом своим не пускайтесь. Желая ему принести душевную пользу, как бы не повредить и себя.
Знайте, что вы через брата должны будете выслушивать глубины сатанины, то есть пагубные вражие возражения и сомнения, которые он изобретал в продолжение восьми тысяч лет. В силах ли будем опровергать это? И можем ли без вреда выслушивать?
Одно посоветуйте брату вашему, чтобы ни с кем не спорил о понятиях нынешних людей, которые, быв побеждены грубыми наслаждениями временной жизни, хотят обвинить Бога, почему Он невольно не удержал их от зла! По этой причине и притворяются они непонимающими, для чего Бог создал человека со свободной волей.
Доносы
Доносы должно принимать средним образом: вполне не доверять и совсем не отвергать, а ожидать, как дело покажет.
Не должно и своим выбором служащих смущать, зная, что Господь избрал Иуду в лик апостолов, за (дело) предательства которого никто не обвиняет ни первого, ни последних.
Полезно помнить совет пр[орока] Давида: “Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит, и изведет яко свет правду твою, и судьбу твою яко полудне” (см. псалом 36)...
Молва
Даровавший всем радость вечную, да утолит и скорбь вашу — временную, касательно разнесшейся молвы о ваших служащих.
Вдруг оскорбляться этой молвой не должно, а лучше постараться сделать наблюдение и, отыскав виновных, сделать исправление. Молва эта не есть что-либо необыкновенное: чего на свете не бывает!
Всякому классу людей своего рода бывают искушения. Касательно же себя нужно искать успокоения в собственной совести, в терпении и молитве, веруя несомненно, что подобными искушениями очищаются наши согрешения, происходящие от несправедливого мнения и подозрения в отношении других.
Преподобный Марк Подвижник пишет, что, кроме этих средств, то есть терпения и молитвы, невозможно избавиться от тяжести искушений.
К предыдущей странице К оглавлению К следующей странице