БЛАЖЕННОГО ФЕОФИЛАКТА,

АРХИЕПИСКОПА БОЛГАРСКОГО,

ТОЛКОВАНИЕ НА ДЕЯНИЯ
СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ

 

К предыдущей странице       Оглавление       К следующей странице

 

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ

      1. Бысть же во Иконии вкупе внити има в сонмище иудейское, и глаголати тако, яко веровати иудеев и еллинов множеству многу. 2. Неверующии же иудеи воздвигоша и озлобиша душы языков на братию. 3. Доволно же убо время пребыша дерзающе о Господе свидетельствующем слову благодати своея, и дающем знамения и чудеса быти рукама их.

     Вкупе внити има... Не сделались боязливее, но опять вошли в синагогу. С речью обращались они обыкновенно как к иудеям, так и к еллинам. Неверующии же иудеи воздвигоша и озлобиша душы языков на братию. Возбудили и язычников, не довольствуясь тем, что сами восставали. Но апостолы не вышли из синагоги; так как их не гнали, а только состязались с ними. Доволно же убо время пребыша дерзающе... Дерзновение происходило от преданности апостолов делу проповеди. А то, что слушавшие их уверовали, было следствием чудес; но этому способствовало несколько и самое дерзновение апостолов.

     4. Разделишажеся множество града: и ови убо бяху со иудеи, ови же со апостолы. 5. И егда бысть стремление языком же и иудеем с началники их, досадити и камением побити их. 6. Уведевше же прибегоста во грады Ликаонския, в Листру и Дервию и во окрестныя их: 7. И тамо беста благовествующе.

     Разделишажеся множество града. Случилось то, о чем говорил Христос: не мните, яко приидох воврещи мир на землю: не приидох воврещи мир, но меч (Матф. 10, 13). Уведевше же прибегоста. Ничего нет странного в том, что святые бегут от людей, намеревающихся построить им ковы, и считают за лучшее уклониться от брани, которую они считали, согласно приведенному свидетельству, недозволенною им.

     8. И некто муж в Листрех немощен ногама седяше, хром от чрева матере своея сый, иже николиже бе ходил. 9. Сей слышаше Павла глаголюща: иже воззрев нань и видев, яко веру имать здрав быти. 10. Рече велиим гласом: (тебе глаголю, во имя Господа Иисуса Христа) [1], встани на ногу твою прав: и абие возскочи и хождаше. 11. Народи же видевше еже сотвори Павел, воздвигоша глас свой ликаонски глаголюще: бози уподоблшеся человеком снидоша к нам. 12. Нарицаху же убо Варнаву, Диа; Павла же, Ермиа: понеже той бяше началник слова.

     Рече велиим гласом. Для чего велиим гласом? Чтобы уверовал народ. Что же касается слов: иже воззрев нань и видев, яко веру имать здрав быти, - так словами этими, кажется мне, выражается мысль, что Павел проник в душу его; потому что внимать тому, что говорил Павел, было возможно лишь для философской души. И абие возскочи и хождаше. Что хромой вскочил, это - доказательство совершенного исцеления. Народи же видевше еже сотвори Павел... Замечай с одной стороны простодушие язычников, с другой - коварство иудеев. Первые чествовали апостолов как богов, последние преследовали их, как разрушителей порядка. Нарицаху же убо Варнаву, Диа: Павла же, Ермиа. Видишь, как у еллинов было в обычае делать богами людей. Запомни происхождение идолослужения, чтобы дать ответ, когда будут спрашивать: откуда идолослужение? Таким же точно образом еллины из людей делали богами и апостолов. И дьявол, вначале, подобным же образом старался ввести в мир это нечестие, говоря: будете яко бози (Быт. 3, 5). И так как тогда ему это не удалось; то с тех пор он домогается этого и доселе, всюду стараясь вводить многобожие.

     13. Жрец же Диев сущаго пред градом их, приведе юнцы и (принесе) венцы пред врата, с народы хотяше жрети. 14. Слышавше же апостоли Варнава и Павел, растерзавше ризы своя вскочиста в народ, зовуще и глаголюще: 15. Мужие, что сия творите? и мы подобострастни есмы вам человецы, благовествующе вам от сих суетных обращатися к Богу живу, иже сотвори небо и землю и море и вся, яже в них: 16. Иже в мимошедшыя роды оставил бе вся языки ходити в путех их: 17. И убо не несвидетельствована себе остави, благотворя, с небесе ним дожди дая, и времена плодоносна, исполняя пищею и веселием сердца наша. 18. И сия глаголюще, едва устависта народы не жрети им, но отъити коемуждо во своя си.

     Растерзавше ризы своя. Смотри: всюду они чисты и чужды тщеславия; не только не домогаются славы, но даже отклоняют ее от себя, когда воздают им прославление. Так и Петр говорил: на ны что взираете, яко своею ли силою или благочестием сотворихом его ходити? И эти апостолы говорят то же самое, но поступают с некоторою горячностию: растерзавше ризы своя вскочиста... И мы подобострастни есмы вам человецы. Мы - люди, говорят, но мы - выше идолов; потому что они - мертвы. Видишь, каким обыкновенным явлением было у еллинов - делать из людей богов? Да и в их книгах, - где описана их древняя история, - ты найдешь, что Зевс, будучи человеком, сделал себя богом, говоря, что он - бог. Точно также и многие из римских и македонских царей назывались божественными. Поэтому нет никакого основания не верить древним сказаниям о том, что некоторые из народов были обольщены и назвали некоторых из людей богами, как и эти люди обольстились Варнавою и Павлом. И Симона волхва жители Самарии называли великой силой божией. Так как Павел не произнес имени Иисуса и не сказал: во имя Господа Иисуса востани прав, то они и предположили, что он - бог, а не служитель Божий. - Растерзавше ризы своя... У иудеев был обычай разрывать на себе одежды, когда они слышали богохульные слова. Так, когда Христос говорил, что Он - Сын Божий, Каиафа разорвал на себе одежду, говоря, что Христос произнес хулу на Бога. А так как то, что случилось теперь, было некоторым образом богохульством: то, следуя иудейскому обычаю, и апостолы сделали то же самое. Отвергнут же этот обычай потому, что он не был постановлением закона. И Господь говорил иудеям, когда они поступали подобным образом: обратитеся ко мне всем сердцем вашим, в посте, и в плачи, и в рыдании, и расторгните сердца ваша, а не ризы вашя (Иоил. 2, 12. 13). - Иже в мимошедшыя роды оставил бе вся языки ходити в путех их. Оставил, сказано; но почему оставил, апостол еще не говорит; так как останавливается преимущественно на том, что настоятельно было необходимо, и нигде еще не упоминает имени Христова. И убо не несвидетельствована себе остави Бог; потому что в каждом поколении совершал такие дела, которые руководили людей в правду. Не насилуя свободной воли, Господь позволял всем людям ходить по собственному их усмотрению; но сам постоянно совершал такие дела, из которых они, как существа разумные, могли уразумевать Создателя. Свидетелями Его апостол называет даже ежегодные дожди.

     Пребывающым же им и учащым. 19. Приидоша от Антиохии и Иконии нецыи иудеи: и стязающымся им с дерзновением, наустиша народы отступити от них, глаголюще: яко ничтоже истинно глаголете, но все лжете, и наустивше народы, и камением побивше Павла, извлекоша вне града, мняще его умерша. 20. Окрест же ставшым его учеником, востав вниде во град: и наутрие изыде с Варнавою в Дервию. 21. Благовествовавше же граду тому, и научивше многи, возвратишася в Листру и Иконию и Антиохию: 22. Утверждающе души учеников, моляще пребыти в вере, и яко многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие. 23. Рукоположше же им пресвитеры на вся церкви, и помолившеся с постом, предаша их Господеви, в негоже увероваша. 24. И прошедше Писидию, приидоша в Памфилию: 25. И глаголавше в Пергии слово Господне, снидоша во Атталию. 26. И оттуду отплыша во Антиохию, отнюдуже беша преданы благодати Божией в дело, еже скончаша. 27. Пришедше же и собравше церковь, сказаша, елика сотвори Бог с ними, и яко отверзе языком дверь веры. 28. Пребыша же тамо время не мало со ученики.

     Наустивше народы. Посмотри на бешенство иудеев: проникли в народ, который оказал такую честь апостолам, и убедили его побить Павла камнями. А вытащили его вон из города, потому что боялись. Да притом они старались лишь подорвать проповедь. Но видишь ли ты пламенную ревность Павла? После того, как его выбросили вон из города, он снова пришел в тот же самый город, чтобы показать, что если где, в подобных случаях, он и удалялся, так потому, что должен был сеять слово Божие и что разжигать гнева не следовало.... И яко многими скорбми подобает нам внити в царство Божие. Смотри: без труда и скорбей никто не оправдывается. Поэтому врата, ведущие в царство небесное, и Господь назвал узкими и тесными, то есть, полными стеснений. Но в царство небесное вводит не всякая, какая только встретится, теснота или скорбь, но скорбь из-за веры в Бога. Рукоположив же им пресвитеры... Научали поститься даже во время испытаний; постом сопровождались и хиротонии. Но в Кипре не поставили пресвитеров; тоже и в Самарии: последняя находилась близ Иерусалима и апостолов; да и в самой Антиохии слово Божие укреплялось. А здесь новоуверовавшие и в особенности те из язычников, которым необходимо было назидание, нуждались в большой поддержке. Но обрати внимание на то, что Павел и Варнава имели сан епископский; потому что рукополагали не только диаконов, но и пресвитеров. Пришедше же во Антиохию и собравше церковь, сказаша, елика сотвори Бог с ними. Не сказал апостол: "что сотворили они", но: "что сотворил Бог с ними". И яко отверзе языком дверь веры. Отверзением двери называет учение, которое приняли чрез апостолов язычники. Пребыша же тамо время не мало со ученики. Так как город был велик, то в нем была нужда в учителях.

 

[1] Слов этих нет в некоторых греческих изданиях Нового Завета. Пер.

 

К предыдущей странице       Оглавление       К следующей странице

 

Hosted by uCoz