К предыдущей странице К оглавлению К следующей странице
Одна девочка двенадцати лет из небогатой семьи ездила со своей матерью в Саровскую пустынь, чтобы получить благословение отца Серафима. По приезде в Саров она увидела изнyренного человека, который в тяжелых цепях шел мимо монастыря. При виде этого несчастного она, отыскав у себя ценную серебряную монету, подала ее нищему Когда же после сего девочка с матерью пришли к отцу Серафиму то он, никогда до тех пор их не видевший, тот час подозвал девочку к себе и, благословив ее, ласково сказал: "Ну вот и хорошо, что подала милостыню бедному" - и при этом совершенно неожиданно для всех назвал ее генеральшею. Мать ее стала объяснять старцу что генеральское звание вовсе им не принадлежит, но старец Серафим не переставал называть девочку генеральшей. Так и возвратились мать с дочерью домой, не узнав причины такого необыкновенного приветствия старца, и долго они недоумевали, что бы это значило. Но после стало понятно для них, когда сострадательная к несчастным девочка, достигнув совершенного возраста, вышла замуж за генерала.
В 1884 году княгиня 3. Н. Юсупова забелела заражением крови после преждевременных родов. Лечил больную известнейший русский терапевт проф. С. П. Боткин. Состояние княгини оставалось тяжелым. В одну из бессонных ночей болящей предстал образ о. Иоанна Кронштадтского, после чего она просила близких о приглашении пастыря. При первом же посещении о. Иоанна больная почувствовала успокоение. "Она не умрет", - уверенно сказал о. Иоанн после возложения рук и молитвы, хотя врачебное заключение характеризовало состояние больной как тяжелое, прогноз был безнадежным. Профессор Боткин на удивление присутствующим обратился к священнику со словами: "Помогите нам». Пocлe второго посещения и причащения больной Святых Таин княгиня проспала шесть часов, а проснувшись, почувствовала себя практически здоровой. Профессор Боткин был растроган до слез и чистосердечно признал: "Уж это не мы сделали".
Дело было в 1993 году. Трудное и нищее время так и не перестроившейся перестройки и неускоренного ускорения. Мы с супругой снимали дачу в Ильинке. На осень-зиму это было гораздо дешевле, чем даже самое захудалое жилье в Москве, я еще не был священником и служил пономарем и чтецом в одном из вновь открывшихся монастырей. Жили мы более чем скромно, и минтай-кормилец был нашей изысканной праздничной трапезой. У нас родился второй ребенок, денег не хватало катастрофически, возвращаться на светскую работу и оставлять храм тоже не хотелось. Как-то на исповеди я посетовал духовнику на жизнь, и он сказал мне: - Помолись святителю Николаю, почитай акафист, все будет хорошо. Я приехал домой и рассказал об этом супруге, и мы стали читать акафист. На третий день мне звонит один старый приятель и говорит: - Димитрий, слушай, ты как, все еще в церкви работаешь? - В церкви. - И денег, конечно, у тебя нет. - Конечно, нет. - Слушай, тут такое дело, приятельница, главбух банка, сводила баланс, и у нее каким-то образом повисли 40 тысяч, ни туда, ни сюда, как бы лишние они, не возьмешь ли? Она хотела кому-нибудь из верvющих пожертвовать, чтобы помолились. - Возьму, - говорю, - конечно, возьму, с большой радостью возьму. И взял. И принес домой. Сорок тысяч рублей, по тем временам, деньги очень большие. Мы с женой были потрясены. Невероятно, немыслимо! Святитель Христов Николай, великий Угодник Божий, слава тебе, добрый и скорый помощник. Половину денег решили мы отдать в помощь одному Никольскому монастырю в Калужской области, а на другую половину безбедно прожили не помню уж какое, но длительное время. Однако деньги имеют свойство заканчиваться. и мы опять было приуныли, но решили вновь взяться за акафист. И вот на второй уже день опять звонит мой товарищ: - Димитрий, ну как, все еще в церкви? - В церкви. - Слушай, опять такая же история, только на сей раз 50 тысяч, возьмешь? О наших с женой переживаниях, чувствах я, наверное, не смогу написать. Над этим нужно долго думать, как над стихами. Деньги мы опять ополовинили по тем же направлениям и прожили нормально еще значительный отрезок времени. Потом этот трудный период прошел; я стал дьяконом, затем священником. Но по сей день и, надеюсь, до смерти мы с матушкой с любовыо, страхом, трепетом и восторгом относимся к великому и святейшему имени Николая Чудотворца. Из рассказа священника Димитрия Арзуманова
Одна девушка пришла к о. Лаврентию Черниговскому (1950) за благословением на поступление в монастырь. Преподобный благословения не дал, а сказал, что она выйдет замуж. Но так как девушка твердо решила замуж не выходить, а посвятить себя служению Господу, она стала возражать и объяснять старцу, что ее замужество невозможно. "Выйдешь замуж. А то кто же будет рождать священников?" - отвечал ей старец. Девушка послyшалась, в монастырь не пошла. А вскоре познакомилась с молодым человеком, они полюбили друг друга. Ее старший сын стал протоиереем.
Одна женщина лишилась своего мyжа и одновременно потеряла все свое имение, которое у нее отобрали за растрату ее мужем чужих денег. Будучи в таком плачевном состоянии, она обратилась за советом к преподобному Серафиму Саровскому. Когда она пришла к нему и поведала ему свое горе, он ей сказал: "Храм сооруди! А я буду молиться за тебя". Вдова очень удивилась этим словам старца и стала думать: "Как я могу соорудить храм, когда не имею у себя даже куска хлеба?" Когда она вернулась домой, то пошла к литургии в храм. Там к ней подошла одна женщина и попросила причастить ее ребенка. Вдова причастила младенца, но мать бесследно исчезла. Совсем растерялась бедная вдова. Самой есть нечего, а тут на руках еще и чужой ребенок. Власти не приняли ребенка и приказали вдове, чтобы она до отыскания виновной держала младенца у себя. Она объявила, что не имеет никаких средств для воспитания младенца, и ее отвели к начальнику города. Начальник, сжалившись над ней, предложил сослужащим с ним оказать ей помощь, и все согласились. Вдове сейчас же собрали очень большую по тому времени сумму а кроме того положили давать ей и ежемесячное достаточное для проживания пособие. Другие же благотворители прислали ей муки, крупы и масла. Тогда-то она вспомнила слова преп. Серафима: "Храм сооруди". Слова преп. Серафима: "Храм сооруди" - прямо указывают на то, что воспитание брошенного младенца находит такое же благоволение в очах Божиих, как и построение храма.
Г-жа Арети К, вдова, и ее единственная дочь Хриса еще не успели прийти в себя от безвременной кончины мужа и отца, как оказались перед лицом человеческого бесправия. Трое братьев умершего подали в третейский суд Афин, заявив о своих правах на оставленное им недвижимое имущество (строящийся дом в центре Афин). Все это наследство оставил супруг г-же Арети. Трое братьев получили свою долю. Но они захотели воспользоваться долей вдовы и ее дочери. Суд удовлетворяет иск, и братья выигрывают процесс. Мать и дочь понимают, что попали в джунгли, где более сильные звери пожирают более слабых. Но другого наследства у них нет. Поэтому они решают вступить в жестокую борьбу. Строящийся дом - воплощение труда мужа, но это и их единственная экономическая база в будущем. Они подают на апелляцию. Суд отклоняет ее. Суд отклоняет также и вторичную апелляцию. Две женщины отправляются в последнюю инстанцию - Верховный суд. Однажды во сне вдова увидела, как будто она бросается с побоями на свою золовку. В это время появляется неизвестный молодой человек со спокойным лицом и произносит: "Дом - твой. Я сам позаботился о вашем деле. В любой опасности просите помощи Божией и нас - служащих Ему. Я - Иоанн Русский. Идите завтра в суд". Сна как не бывало. Мать и дочь начинали усердно молиться. Утром в третьем отделении суда, перед залом заседания их адвокат, сумевший каким-то образом вернуться к процессу, дает им советы. И вот решение: Высший апелляционный суд признает, что дом принадлежит по праву вдове умершего и его дочери. Когда обе женщины пришли к мощам святого Иоанна Русского, они поведали нам: "Мы никогда не знали этого святого. Мы всегда молили только Бога, у нас есть духовный отец, мы причащаемся, но сюда на Эвбею мы никогда не приезжали и никогда не обращались к святому Иоанну. И вот мы поняли: святые живут среди нас и знают все наши чаяния".
Молодая женщина жаловалась монаху-духовникy, что муж, хотя и любит ее, но по временам до того гневается, что она убегает из дома. Приметив, что молодая столь язвительна на словах, сколь бранчлив ее муж, инок захотел хотя медленно, но наглядно убедить ее, что она виновата в раздражительности мужа. Инок сказал: "У меня есть средство к супружескому миру. В вашем раздоре замешан злой дух, а он не терпит Иорданской воды. Возьмите у меня эту бутылочку и каждый раз при начале ссоры берите в рот полный глоток воды и не проглатывайте ее, пока ваш супруг не успокоится. Скоро вы сами убедитесь в превосходном действии моего средства". Жена взяла воду и на следующий же день последовала совету инока. С двух-трех раз она заметила, что превосходное средство к супружескому миру составляет не вода, а вынyжденное водой бездействие ее языка.
Чудеса и исцеления, которые преп. Кирилл Hовоeзерский столько совершил при жизни, продолжались и по кончине. Раз он явился во сне больному монаху Кириаку, рыбаку, и велел ему идти утром на рыбную ловлю. Больной проснулся исцеленным, а рыбная ловля была особенно удачной.
По случаю огромного стечения богомольцев в Сарове в торжественные дни открытия мощей преподобного для многих не хватило хлеба. И вот несколько человек, истомясь от голода, пошли назад и дорогой роптали. К ним пристал старичок с котомкой, разговорился и сытно накормил; путники тронулись дальше, а старец-благодетель вдруг исчез. Кто это был? Это был старец, никогда не отказывающий гостю ни в ласке, ни в хлебе, - преподобный Серафим.
Однажды пред Троицыным днем крестьяне хутора Угрюма прибыли к святителю Иоасафу Белгородскому просить благословения и молитв о ниспослании дождя, потому что стояла сильная засyха и червь подтачивал хлеб. Выслушав их просьбу, святитель обратился к стоявшему тут же своему кучеру и приказал ему к завтрашнему дню приготовить сани для поездки в указанное место. Услышав такое приказание, отданное в знойный день летом, когда стояла необычайная засуха, крестьяне недоумевая переглядывались между собой. 3аметив это недоумение, святитель еще раз твердо и определенно повторил свое приказание, подчеркнyв, что к завтрашнему дню должны быть приготовлены именно сани. К утру выпал обильный снег, от таяния которого образовавшаяся влага поддержала урожай, согнав с полей червя.
Однажды старец Амвросий Оптинский, согбенный, опираясь на палочку, шел по дороге в скит. Вдруг он увидел, что стоит нагруженный воз, рядом лежит мертвая лошадь, а над ней плачет крестьянин. Потеря лошади-кормилицы в крестьянском быту ведь сущая беда! Приблизившись к павшей лошади, старец стал медленно ее обходить. Потом, взяв хворостину, он стегнул лошадь, прикрикнув на нее: "Вставай, лентяйка!", - и лошадь послушно поднялась на ноги.
Одна благочестивая семья рабочего состояла из мужа, жены и семерых детей. Жили они под Москвой. Дело было в начале Великой Отечественной войны, когда хлеб выдавался по карточкам и в очень ограниченном количестве. При этом месячные карточки при утрате не возобновлялись. 3а хлебом в этой семье ходил в магазин старший из детей Коля тринадцати лет. Зимой, в день святителя Николая, встал он пораньше и пошел за хлебом, которого хватало лишь для первых покупателей. Пришел он первым и стал ждать у дверей магазина. Видит - идут четыре парня. 3аметив Колю, они направились прямо к нему. Как молния, пронеслась в голове мысль: "Сейчас отнимут хлебные карточки". А это обрекало на голодную смерть всю семью. В ужасе он мысленно возопил: "Святитель Николай, спаси меня". Вдруг появился рядом старичок, который подошел к нему и говорит: "Пойдем со мной". Берет Колю за руку и на глазах у ошеломленных и оцепеневших от удивления парней уводит его к дому. Около дома он исчез. Святитель Николай остается все тем же "скорым помощником в беде сущим".
Некоторые рассказывают о том, как они, будучи безработными, по молитвам преподобного Александра Свирского очень быстро получали работу. Об этом, в частности, поведала раба Божия Наталья (католичка), филолог по образованию. Два года она не могла устроиться по специальности. На следующее же утро после молитвы святому ее разбудил телефонный звонок с предложением работы переводчика. Наталья пришла благодарить преподобного. Раба Божия Ольга тоже получила работу после молитвы этому же святому, хотя и не пo ее специальности, но хорошо оплачиваемyю. До этого она очень нуждалась. Видно, преподобный лучше знает, кому какая работа полезнее в настоящий момент.
Ирина П., юрист по образованию, поступила на работу в коммерческую фирму. Она занималась составлением договоров, которые относились к секретной документации. Нужно сказать, что у Ирины сразу не сложились отношения с женщинами, работавшими в этой фирме, и особенно с юной секретаршей Ксюшей. Но с начальством отношения были нормальными, деловыми. Однажды случилось странное происшествие. Ирина делала ксерокопии с новых договоров, которые лежали на столике рядом с ксероксом, в комнате больше никого не было. Когда в ксероксе кончилась бумага, Ирина наклонилась, чтобы заправить ксерокс, а когда выпрямилась - документов на столе не было. Искать просто не имело смысла, документы бесследно исчезли. После крика начальства и различного рода обвинений, даже не имевших отношения к происшедшему, Ирину и всех сотрудников фирмы заставили искать пропавшие бумаги. Ирина, ничего нe понимая, ходила из комнаты в комнату и молилась Николаю Угоднику, чтобы он помог вернуть документы, исчезнувшие таким странным образом. Она молилась про себя, поскольку люди, окружавшие ее, не были православными, и во что они верили, ей было непонятно. У каждого над столом висели какие-то амулеты, как объяснили, - это от "сглаза и порчи". Итак, договора пропали. Ирина взывала к святителю Николаю Чудотворцу, и ее молитва как бы прорвалась и была произнесена вслух. Это услышал начальник, который разразился новым взрывом крика. Он заставил Ирину вытащить все полки из стенного шкафа и перебрать все бумаги. "Домой ты все равно нe пойдешь, - сказал он. - Я тебя здесь закрою". Между тем все стали расходиться no домам, было уже 9 часов вечера. Ирина сидела на полу перебирая бумаги и зная, что нужных договоров там нет. Вот Ксюша, осторожно перешагивая через завалы документации, проходит мимо. И вдруг!.. Ксюша не просто падает, она кувыркается в воздухе, как будто ее берут за ноги вниз головой и начинают трясти вместе с сумками. И из сумки падает пакет, на лету разворачивается, и из него рядом с Ириной укладывается файл с пропавшими договорами. Ксюшу, конечно, никто нe ругал, она была всеобщей любимицей, и, кроме того, она сказала, что взяла документы по ошибке. Но Ирина, зная, что разрешил конфликт Николай Угодник, так и нe смогла понять, как Ксюша взяла документы, ведь ее не было в комнате. После нескольких последующих, столь же странных историй Ирина ушла из этой фирмы.
Мне тогда было около двенадцати лет. Жила я в Москве и любила по воскресеньям ходить в храм и утром и вечером, но домашние не разрешали мне ходить на вечерние службы. Тогда я, отстояв раннюю и позднюю обедни, шла в те церкви, которые не закрывались до вечера, а вечером шла на всенощную в свой храм. Поесть мне было негде, и я ходила целый день голодная. Отец часто сердился на меня за мое хождение по церквям. Если днем я не приходила домой, то он нe велел моей мачехе давать мне вечером есть. Та жалела меня и, отпирая мне вечером дверь, шептала: "У тебя под подушкой кусок хлеба и вареная картошка". Раз в воскресенье, простояв обе обедни и походив по Кремлю, я зашла к раке преподобной Евфросинии, великой княгини Московской. В церкви никого нe было, кроме одной монахини, прибиравшей храм. Я подошла к раке преподобной, встала на колени и начала молиться: "Матушка Евфросиния, помоги мне, сделай так, чтобы мне есть не хотелось". Поднялась я с колен, приложилась к иконе и обернyлась назад. Посмотрела - и глазам своим нe поверила. Передо мной стоит высокая, почтенная и величественная монахиня, а в руках держит такую большую просфору, каких я до тех пор не видела. Обомлела я, рот раскрьла, стою как вкопанная и молчу, устремив взгляд на монахиню. А она так ласково говорит мне: "Вот тебе, девочка, просфора. Возьми ее и поешь". Я взяла ее молча, не смея ни слова вымолвить, ни с места сойти, ни глаз своих отвести от монахини. А она повернулась и спокойной походкой, как бы плывя по воздуху, направилась к алтарю и исчезла в дверях. Тут только я опомнилась. Пошлая затем в церковь, где, я знала, есть святая вода. Taм я напилась и съела дарованную мне просфору. Такая она была вкусная, что и рассказать нельзя.
Огромным делом милосердия владыки Иоанна Шанхайского и Сан-францисского (Максимовича) (1966) было построение в Шанхае приюта для сирот и нуждающихся детей. Вначале в приюте проживало 8 сирот, с годами приют стал давать убежище сотням детей, а в общей сложности через приют прошло 1500 детей. Владыка сам собирал больных и голодающих детей с улиц шанхайских трущоб. Однажды во время войны в приюте не хватило продуктов для питания детей. Владыка молился всю ночь, а утром - звонок: прибыл представитель какой-то организации с крупным пожертвованием для приюта. Во время японской оккупации владыка объявил себя временным главой русской колонии и проявил большое мужество, защищая русских перед японскими властями.
Можно назвать несколько десятков (а может быть, и сотен) бедняков, которые под влиянием пастырства отца Иоанна Кронштадтского и при его молитвенной и материальной поддержке и помощи сделались теперь если небогатыми, то сравнительно достаточными тружениками: некоторые получили хорошие места, другие сделались торговцами, третьи покинули Кронштадт и Петербург, отправившись на заработки в провинцию. "Молитесь, Господь поможет вам по вере вашей", - говорил всегда отец Иоанн. Посеяли ячмень, и когда он начал созревать, воробьи все поедали. Пожаловались батюшке, что делать? А батюшка и говорит: "Отныне воробьи не будут причинять беды. Они прилетят, поцвиринчат, а садиться не будут. У них ножки помлеют, они и улетят прочь". Назавтра сами убедились в чуде. Вышли и наблюдали, что воробьи тьмой налетят, поцвиринчат и улетают обратно. Все прославляли Господа и благодарили батюшку за молитвы.
Гродненский чиновник Николай Селиванович Головин жил в Гродно приблизительно до 1907-го года и часто испытывал неприятности по службе. Он приехал в Петербург устраивать свои дела, но они еще больше запутались. Головин был весьма беден, а на его попечении находились старушка мать и две сестры. В отчаянии он шел по улицам Петербурга, и, хотя он был человеком верующим, в его душу стала закрадываться мысль броситься в Неву в этот момент перед ним предстала какая-то незнакомка, поразившая его своим видом и отчасти напоминавшая бедную монахиню. "Что ты такой грустный? - спросила она. - "Иди на Смоленское кладбище, отслужи панихиду по Ксении, и все успокоится". После этих слов незнакомка стала невидима. Головин исполнил совет таинственной монахини, и его о дела неожиданно устроились наилучшим образом. Он радостный вернулся домой в Гродно.
Жена полковника Ф. Р. после выкидыша вновь забеременела, и тут врачи определили у нее чахотку. Женщина слабела с каждым днем, она с трудом ходила, не спала по ночам и пребывала в состоянии постоянного страха из-за неизбежного выкидыша. В таком состоянии родственники привезли ее в Тихонову обитель. 3десь она молилась преподобному о помощи, говела, и в день исповеди ее отвезли к колодезю преподобного Тихона Калужского. Три раза она окунулась в купальне с верою, что по молитвам преподобного Тихона Господь исцелит ее Своей благодатью... Когда она вернулась домой, то благополучно, легко и своевременно родила дочь.
Одна Домницкая монахиня рассказывала: "Когда жила я в мире, была супружняя, имела мужа и дочь. Брак был законный (венчаны). Но супруг был самый скверный мужчина: выпивал, дрался, горя набралась с ним. И вот однажды приехала в Чернигов и зашла к батюшке Лаврентию Черниговскому. Рассказываю про свое горе и вся обливаюсь слезами, что никто не может помочь, потому что брак законный и нужно терпеть. Это я знаю хорошо, но уже не хватает терпения. А батюшка посмотрел на меня с сожалением, да и говорит: "Бросай, да и убегай в монастырь. Лучше пусть один погибнет, а две спасетесь, нежели вы все трое погибнете". Я так и сделала. И она была примерной келейницей у матушки игуменьи Домницкой, а потом кухаркой у митрополита Гурия, а перед смертью приняла схиму. А дочь умерла девицей верующей. Так исполнилось батюшкино предсказание.
Александр В. оказался в сложном материальном положении. Он отбыл срок заключения за участие в драке. Его мать была тяжело больна, и соседи, по доброте душевной, написали начальнику колонии письмо, заверенное врачом, чтобы Александра как единственного сына после освобождения направили в Москву (это произошло в 1976 год тогда было очень трудно добиться возвращения домой, если дом находился в Москве). Александр вернулся в Москву. Мать больна. На работу устроиться невозможно. Денег нет даже на хлеб. А жил он недалеко от храма Иоанна Воина на Якиманке. Однажды стоял у храма, не зная, что делать дальше, мысленно взывал: "Святой Иоанн Воин, помоги!" Как вдруг останавливается около него черная машина с темными стеклами. Сейчас стекла тонируют все, кому позволяют средств: а раньше на таких машинах ездили исключительно "слуги" народа, правительство и к ним приближенные. Выходит и такой машины молодой человек, ровесник Александра, очень нервный и расстроенный, и дает Александру конверт со словами: "Я Вас очень прошу, возьмите эти деньги". И ту как-будто сам святой Иоанн голосом Александра сказал: "Я не могу на работу устроиться". И быстро проговорил свой номер телефона. Молодой человек, садясь в машину кивнул головой. Все происшедшее заняло несколько минут. В конверте оказались огромные по тем временам деньги. На следующий день Александру позвонили, и он вскоре устроился на работу.
В 1997 году я поехала с подругой в Екатеринбург на одно молодежное мероприятие. Моя крестная очень почитала Царскую семью и великую княгиню Елизавету Феодоровну, поэтому мы отправились на место убийства последнего русского царя. Когда я фотографировала крест под навесом, заметила рядом небольшую часовню, сложенную из светлого дерева. Необычным было украшение - из знаменитого уральского кружевного чугуна. Сделала несколько снимков - и тут, как в сказке, дверь отворилась, и на пороге показался дедушка. Он был похож на старого слугу почтенного семейства, давнего-давнего слугу, почти друга. И одет был похоже, и манеры такие же - старомодные. Мы были одеты для леса, в брюки, свитера, но дедушку это нисколько не смущало. Он улыбался нам по-доброму, словно заезжим барышням, которые гуляли-гуляли и случайно оказались возле чужого господского дома: "3аходите, заходите, девочки". Мы стали смущаться, отговариваться тем, что одеты неподобающе. "Это ничего, я здесь никому ничего не запрещаю". Мы зашли. Часовня эта, посвященная великой княгине Елизавете Феодоровне, внутри вся светилась - как светится только янтарь или свежее дерево. Все тонуло в теплом солнечном свете. Внутри было тесно. Помню икону Царской семьи и изображение великой княгини, сделанное из разных пород дерева - чудесная инкрустация! Мы смотрели по сторонам, а свет словно обнимал нас. Дедушка вдруг сказал: "А вы поставьте княгине свечки, она вам в любви поможет>. Мы переглянулись. Моя подруга, моложе меня на восемь лет, пережила один за другим несколько неудачных "романов", а я уже пять лет как была вдовой. Муж мой, бывший геолог, погиб из-за нелепой случайности, и с тех пор все в моей "личной жизни" пошло кувырком... Так что мы обе успели поставить на любви крест. Однако обижать такого доброго старичка было неловко, и мы поставили по свечечке великой княгине. Мы прекрасно отдохнули в лагере в лесу, где сосны удивительным образом чередуются с березами, где поет в камнях речка Серебрянка, познакомились с замечательными людьми. И совершенно забыли и о часовне, и о словах старичка! Фотографии креста и часовни были вклеены в альбом, и вся поездка легла на полку воспоминаний. Осенью мы были в Казани, на фестивале. И снова увиделись с ребятами, которых повстречали впервые под Екатеринбургом. Из Казани мы обе уезжали невестами: любовь настигла нас и поразила мгновенно. Такое чувство называют "удар молнии". Сразу. И навсегда. И она, и я впервые встретили своих будущих мужей в тот самый день, когда побывали в часовне. Это я обнаружила, перечитывая свой старый дневник. Мы поженились. У нас с мужем родилась дочка, родилась сразу - ждать пришлось всего девять месяцев. В крещении мы назвали ее Елизаветой. Вторая пара тоже счастлива. Не знаю, вспоминает ли она ту часовню и считает ли свое счастье чудом, которое даровала им CB. Елизавета. Я уверена, что это именно чудо. И случилось оно с нами почти помимо нашей воли, без нашего участия. Я ставила свечу без всякой веры, даже как будто без осознания, кем была Елизавета Феодоровна, - исключительно из "одолжения" моей крестной и доброму старичку. Но и без должной веры произнесенные наши молитвы бывают услышаны. Я думаю, что для чуда, для его "реализации" необходимо "сотрудничество" Бога и человека. От нас требуется увидеть и не испугаться, сделать. Вот главное из чудес, которые я видела своими глазами, - тоже вполне обыденное.
За исповеднический подвиг; за праведную жизнь и глубокое смирение Господь даровал aрхимандриту Сергию Сребрянскому (1948) дары прозрения и исцеления. Со смирением отец Сергий рассказывал как-то, что люди считают его прозорливым. "А это действует благодать священства, - говорил он. - Вот пришел ко мне этим летом молоденький пастушок. Плачет, убивается. Три коровы у него из стада пропали. "Меня, - говорит, - засудят, а у меня семья на руках". - "А ты где искал их?" - спрашиваю. - "Да двое суток и я, и родные, и товарищи всю местность кругом обошли - нет трех коров! Погиб я теперь!" Мы пошли с ним к развалинам разрушенной церкви, которые метрах в двухстах от избушки моей. Там горка разбитых кирпичей на месте престола. А перед Богом ведь все равно это место святое - там, где алтарь был. Там Таинство свершалось, там благодать сходила. Вот мы с пастухом помолились там Спасителю, попросили Его помочь нам найти коровушек. Я сказал пастуxу: "Иди теперь с верой на такой-то холм. садись и играй в свою свирель, они на звук к тебе сами придут". - "Ох, батюшка, да мы там с братьями все кустики уж облазили!" Ну, и на самом деле так вышло. Сидел пастух играл на своей дудочке, а к нему в течение получаса все три коровы пришли. "Смотрю, - говорит, - рыжая из кустов выходит, за ней вскоре и белянка... Немного погодя и третья показалась! Как из земли выросли!"
Однажды на молитве преподобному Кириллу Новоезерскому было явление Небесного света, указавшего место, где он должен основать обитель. Немедленно отправился он в путь и, дойдя до Тихвинского монастыря Богоматери, провел в нем три дня и три ночи в непрестанной молитве к Пречистой Владычице. Во сне явилась ему Матерь Божия. Одобряя его, Она сказала: "Угодник Пресвятой Троицы, раб Мой, Кирилл, пойди на восточнyю страну к Белоозеру, и явит тебе Господь и Сын Мой место упокоения для твоей старости". С умиленными слезами от чудного видения пошел преподобный к Белоозеру. На озере увидел он небольшой остров, от которого восходил огненный столп на небо. Там под высокой многовековой елью блаженный Кирилл устроил шалаш и затем построил две келии: одну для себя, другую для будущей братии; отшельник соорудил две малые церкви в честь Воскресения Христова и Богоматери Одигитрии. Много искушений испытал он тут от врагов невидимых и от досужих людей, иногда забредавших к святомy, но все преодолевал он мужественным терпением и постоянной молитвой. Весть о его святой жизни распространялась повсюду, и собралась к нему братия.
Ермола Азанчеев был послан от обители на монастырский рыбный промысел с деньгами. Он доехал до рыбного стана и деньги - пятьдесят рублей довез. Однако там ему рассказали, что стан ограблен разбойниками. Ермола испугался за монастырскую казну и спрятал деньги на острове, сложив их в кожаную сумочку, да еще завернув в лист бумаги, и закопал в землю под одним из деревьев. Когда опасность повторного нападения разбойников миновала, Ермола поехал нa остров и, придя на место, нашел его пустым. 3емля была раскопана. Долго горевал Ермола, и вспомнил он о чудесах преподобного Сергия Радонежского, и стал призывать святого на помощь, молясь и еще многое говоря от горести своего сердца. Долго ходил Ермола по острову, зашел он в лес далеко от того места, где были спрятаны деньги, и увидел под деревом сумочку свою и кошелек, лежащие в одном месте. Деньги все оказались в сохранности, только сумочка была искусана зубами.
Крестьянин из Круста дал обет Господу: осенью пожертвовать монастырю святой великомученицы Марины лучшего козла из своего стада. Миновала осень, наступила зима, а крестьянин и нe собирался ехать в монастырь. Когда жена напомнила ему об этом, он отмахнулся, мол, все это пyстяки, он всего-навсего пошутил. Тогда с ним началось твориться что-то ужасное: лицо его исказилось так, что перестало походить на человеческое. Крестьянин понял: это возмездие за его "шутки". Он выбрал лучшего козла и вместе с женой отправился в монастырь. В дороге козел потерялся. Тогда муж и жена решили: пойдем одни, без козла, и поклонимся святой Марине. Когда они приблизились к монастырю, то увидели, что козел спокойно идет за ними. Они привязали его к дереву и вошли в церковь. Священник спросил несчастного, что случилось с его лицом, и пастух рассказал свою историю. Священник взял из алтаря святое копие и осенил крестьянина крестным знамением, творя молитву. Лицо пастуха приняло прежний вид. Поблагодарив Господа и святую Марину, крестьяне вернулись домой.
В конце 19 века на острове Крит в деревне Вони находилась старая разрушенная церковь. Однажды крестьянин Иоанн Капарунакис, родом из Трапсано, совершая по своим делам долгий переход из Аркалохори, остановился в этом месте отдохнуть. Он страдал тяжелым недугом. С большим трудом поднялся Ha склон, где в тени деревьев струился источник святой великомученицы Марины. Иоанн сотворил молитву и, выпив всего один глоток воды, почувствовал себя совершенно здоровым. Радости его нe было предела. Oн встал нa колени и поблагодарил святую Марину за исцеление. В деревне крестьянин узнал, что земля, на которой находилась церковь, принадлежала турку Бею. - Я хочу купить твою землю, - сказал он турку. - Для чего? - Чтобы восстановить церковь. - Ты бедняк, и у тебя не найдется нужной суммы. - Я продам свой дом, весь скот и все свое имущество. - Если бы ты доверху наполнил все мои сундуки золотом, то и тогда я нe продал бы тебе эту землю! - Почему? - Потому что эта церковь христианская, а я ненавижу христиан! Беги из этих мест, пока я тебя не убил! Иоанн немедленно покинул деревню. Бей, еще не остыв от гнева, позвал своих троих детей. - Гоните скот нa водопой, - распорядился он. - Ha ручей? - Нет, на источник у церкви. Он только для того и годится, чтобы поить скот. Овцы, козы, коровы и быки, утолив жажду, в ту же секунду околели. Дети со злости осквернили источник, побросав в него навоз. Возмездие настигло их сразу - они стали трястись, как в лихорадке. Бей пришел в неописуемую ярость. Он решил убить Иоанна, жалея, что нe сделал этого раньше. Он вскочил нa коня и отправился в Трапсано. Путь был неблизкий, и, пока он ехал, гнев его утих. "Что толку, если я убью этого бедняка, - размышлял Бей. - Его Бог поразит за это нe только меня, но и мою жену. Кончу дело миром, и тогда мои дети, может быть, выздоровеют". Прибыв в Трапсано, турок отыскал Иоанна. - Слушай, - сказал он, - я передумал: я отдаю тебе эту зeмлю. - Я заплачу тебе за нее сполна, как и обещал, - ответил обрадованный крестьянин. - Нет, нет, денег мне не надо, - сказал Бей, - я тебе ее дарю... А ты знаешь, как мы назвали эту землю? - Нет. - Мы назвали ее "псири" ("полная тли"). - Почему? - Мы заметили: если в день памяти святой Марины, то есть семнадцатого июля, мы собирали в поле урожай, то появлялось несметное количество тли, которая пожирала все злаки. За короткое время Иоанн с помощью других христиан восстановил разрушенную церковь. В ней возобновились богослужения. Когда Иоанн отошел ко Господу, то его похоронили рядом с храмом. Шестьдесят лет назад в этом месте был открыт женский монастырь святой Марины. Над старой, древней церквушкой христиане построили новый большой храм во имя святой великомученицы Марины. Монастырь очень красив. Белоснежные стены, высокая, видная издалека колокольня, которую венчает большой крест, купол византийского храма, служебные корпуса. Громадный, выложенный белыми плитами двор. Монастырь прижался к склону горы, словно ища у нее защиты, справа простирается необозримая равнина - виноградники и садовые участки перемежаются оливковыми рощами.
В Сирии в г. Рамле строился храм во имя великомученика Георгия Победоносца. Для построения этого храма необходимо было много каменных плит и столбов, но так как в этой местности совсем нет камней, то их приходилось приобретать и доставлять из других стран по морю. Одна бедная вдова на собранные для этой святой цели средства купила большой каменный столб, но на доставкy его у нее не было средств. Опечаленная своим затруднительным положением, бедная женщина молитвенно призывала на помощь св. великомученика. Во сне ей явился св. Георгий на коне, в образе воеводы, и спросил ее: "О чем ты плачешь?" Она рассказала свое горе. Тогда св. Георгий подошел к столбу и столкнул каменный столб в море. Проснувшись, вдова увидела, что камня на прежнем месте нет, и отправилась домой. Прибыв в родной город, она к величайшей своей радости увидела приобретенный ею столб. Тут она узнала, что камень ее на другой же день после видения был в пристани города. Столб вдовы поставлен был в храме и остался навсегда памятником усердия вдовы и свидетелем поразительного чуда, совершенного св. великомучеником Георгием во славу источника чудес - Христа Бога нашего.
В 1633 году в марте месяце ехал в Кевролу и на Мезень назначенный туда воеводою Афанасий Пашков. По дороге он останавливался в Верколе, но у раки мощей прав. Артемия Веркольского не был и благодарственного молебна ему не служил. В Кевроле сын его, отрок Иеремия, тяжко заболел лихорадкою и готовился уже к смерти. Тогда отец вспомнил, что не отслужил молебен праведному Артемию, и дал обет отправиться на богомолье в Верколу. И вот внезапно лежавший в тяжелом забытьи сын Пашкова сам поднялся с постели и, держась за оконце, стал спрашивать своего отца, каким путем ехать им к праведному Артемию. Дивясь этому, отец привез сына в Верколу. Здесь отслужили по обету молебен, взяли бересты с гроба Чудотворца, чтобы больной носил ее на груди вместе с крестом, и отрок выздоровел. Благодарный отец создал в Верколе, на месте обретения мощей Артемия, храм в честь соименного праведному отроку мученика Артемия.
Мне, вдове 3инаиде Ястребовой, дано послушание строить церковь на месте уничтоженной в селе Ястребовка Моршанского района Тамбовской области. Чтобы построить церковь, надежда только на Господа. Посещая святые места, прошу помощи в строительстве у всех угодников Божиих. Недавно побывала и в вашей святой обители Санаксарской и слезно просила преп. Феодора (Ушакова) помочь нам. Поставила свечи на канун и на могилку преп. Феодора, и вот результат: на следующей же неделе после моего возвращения из Санаксара получили помощь - 20 миллионов рублей, как раз стоимость ограды! Затем попросила сестру Зою, которая поехала к вам в монастырь, поставить свечку на канун отцу Феодору и на его могилку и неожиданно получила пожертвование 300 тысяч рублей. Благодарю Господа и угодника Божия отца Феодора Санаксарского.
В конце июля 1832 года у майора Александра Юрьева сильно заболела дочь Наталия, у которой десны и язык покрылись гнойными ранами. Десять дней она была без пищи и с большим трудом могла проглотить только капельки чая. В день открытия честных мощей свят. Митрофана Воронежского девочку приобщили Св. Христовых Таин, после чего она почувствовала некоторое облегчение. Когда же на другой день ее принесли к раке святителя и она приложилась к святым мощам угодника Божия, то болезнь сразу прошла: рот очистился от гнойных ран, и она смогла есть даже твердую пищу.
К предыдущей странице К оглавлению К следующей странице