НОВЫЯ ГРОЗНЫЯ СЛОВА

отца Иоанна (Кронштадтскаго)

“О Страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающемся”.

1906-1907г., Издательство “СКИТ”

К предыдущей странице        К оглавлению       К следующей странице


 

СЛОВО XI
На день св. Архистратига Божия Михаила и прочих небесных Сил безплотных.

8 ноября 1907 г.

Непрестанно прославляем Тебя, Христе, премудро соединившаго небо с землею и составившего одну Церковь из ангелов и человеков. (Стихира на малой вечерни).

Празднуем, дорогие братия, светлый праздник молниевиднаго Архангела Михаила и прочих небесных Сил безплотных.

История установления Церковию этого праздника длинна и мы не будем разсказывать ее; желающие знать ее, пусть прочитают о ней в церковной книге “Четьи-Минеи”, а теперь побеседуем о духовном безчислевном мире ангельском, о их свойствах, о их чиноначалии и о безмерной благости Божией, причислившей нас, христиан православных, к этому ангельскому Собору и составившей одну Церковь из ангелов и человеков, а затем о нашей обязанности чтить их по достоинству и подражать им по силе, как будущим нашим согражданам в небесном отечестве; о чем и молим усердно Господа Бога, общаго нашего Творца.

Св. Кирилл Александрийский говорит (см. Богословие Макария об ангелах): если наша земля, эта как бы одна точка между мирами, — носит на себе такое безчисленное множество людей и всяких существ, то во столько раз больше имеет в себе обитателей невещественное небо, великое и необъятное никаким умом?

Ангелы имеют духовную, невещественную, тонкую, безсмертную природу, свободную от всякой тли, но ограниченную, не такую, как Сам Господь, Дух — всюду сущий и единый, безначальный и все наполняющий. Он привел ангелов из небытия в бытие, словом Своим освятил, и за непреклонность к злу утвердил их непадаемо Духом Святым (т.е. они уже не могут впасть в грех); природа их полна чуднаго, немерцающаго света, святости, благости, красоты, премудрости, силы, безсмертия, пламенной любви к Творцу, и друг к другу, и к людям, коих спасению они радуются и желают иметь их своими вечными гражданами в стране вечнаго света и нетления, мира и радости. Св. Дионисий Ареопагит, ученик апостола Павла, восхищеннаго Духом Святым до третьяго неба, услышал от него таинственное учение о мире ангельском, записал его и передал церкви (Дионисий Ареопагит о церковной иерархии).

Ангельский мир разделяется на девять порядков, а эти — каждый на три чина. Первые и световиднейшие ангелы (Михаил и Гавриил), как светлая заря Безначальной Троицы, предстоят непосредственно пламенеющему престолу Божию, просвещаются неприступным светом Его и подают просвещение и ведение тайн Божиих следующим за ними чинам и низшие чины управляются премирно высшими. Такое небесное гражданство, такой премирный, святой, пресветлый, благостный Собор небожителей называется небесною иерархиею, в соответствие земной иерархии или иерархии церкви православной.

Подивимся Божию всеблагому и премудрому промыслу, безмерной благости Его, предназначавшей нас к безконечному соводворению и блаженству вместе с ангелами в будущем нашем отечестве и составившей одну Церковь из ангелов пресветлых и нетленных, и человеков избранных и достойных. Какое неизобразимое никаким языком блаженство ждет верных Богу христиан, если они до конца пребудут верными своему христианскому званию. Чтобы удостоиться вечнаго сожития и блаженной жизни вместе с ангелами на небе, должны стараться чтить их, подражать их святости, смирению, любви и всецелой преданности Богу, возвышенности помыслов, воздержанием, молитвою и постом, милосердием и сочувствием друг к другу, горячею взаимною любовию.

Священные боговдохновенные зрители тайн Божиих и ангельских видений, пророки и евангелисты, видели ангелов в таинственном видении дружественно обращающими лица свои друг к другу и согласно воспевающими Св. Троицу. Это научает и нас относиться друг к другу с горячею любовию и жить в единомыслии, служа усердно общему всех Творцу.

Слава безмерной благости Божией, приготовившей нам царствие вечное, царство света немерцающаго, мира и блаженства непоколебимаго, вместе с безчисленными соборами ангелов.

Употребим малое здешнее время на преуспеяние в христианской добродетели, чтобы наследовать это безконечное блаженство, котораго да и сподобит Господь всех нас благодатию, щедротами и человеколюбием Своим, ходатайством пречистой Богоматери и предстательством честных небесных сил безплотных, особенно светозарных, молниевидных, Михаила и Гавриила и святых Ангелов, хранителей наших. Аминь.

 

 


К предыдущей странице        К оглавлению       К следующей странице

 

Hosted by uCoz