Высокопреосвященнейший Иоанн,
митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский
САМОДЕРЖАВИЕ ДУХА
К предыдущей странице
 
Оглавление
 
К следующей странице
ЗНАЮ ТВОИ ДЕЛА; ТЫ НОСИШЬ ИМЯ, БУДТО ЖИВ, НО ТЫ
МЕРТВ!
ЗАКАТ ЕВРОПЫ
РУССКОЕ РАССЕЯНИЕ
СУДОРОГИ РЕВОЛЮЦИИ и гражданской войны,
терзавшие Россию несколько лет подряд, выплеснули за границы страны более двух
миллионов беженцев. Еще так недавно изобильная и богатая, стоявшая на пороге
великой победы в Мировой войне — Российская Империя лежала в руинах, среди
которых обезумевшие люди продолжали убивать друг друга: одни — во имя кровавых
химер «мировой революции» и «диктатуры пролетариата», другие — в тщетной надежде
вернуть назад то, что уже невозможно было вернуть никакими силами.
Страна буквально взорвалась вынужденными
переселенцами. Полярные порты Мурманска и Архангельска вынесли в мир; северную
волну эмигрантов, рассеявшихся по всей Европе. Южная волна, пройдя через залитую
слезами и кровью Украину и разоренный Крым, хлынула на турецкие берега и
Балканский полуостров. Западная волна, перевалив через фронты братоубийственной
бойни, обрушилась на Прибалтику, Польшу и Чехословакию. На Дальнем Востоке
прокатившийся через Сибирь многосоттысячный поток беженцев затопил Манчжурию,
Китай, Корею и Японию.
К 1920 году в одной
только Германии скопилось около 560000 русских эмигрантов. Около 100000
обосновалось в Манчжурии, 40000 в Канаде, 20000 в Соединенных Штатах. Даже в
Южной Америке и Австралии образовались русские общины численностью
соответственно 3000 и 1700 человек.
Эмиграция
состояла преимущественно из представителей «простого» народа и осколков той
самой интеллигенции, которая столь усердно готовила революцию. Тысячи политиков,
журналистов, адвокатов, врачей, инженеров, коммерсантов, промышленников,
священников и чиновников были причудливо перемешаны в ней с десятками и сотнями
тысяч офицеров и нижних чинов, казаков и обыкновенных крестьян, бежавших от
большевистского террора и голодной смерти.
Очутившись в новой, неизвестной, чуждой среде, русские беженцы не встретили ни
сострадания, ни понимания. Пока невзгоды их сохраняли еще печать новизны, они
возбуждали интерес и любопытство — не более того. Впрочем, и это быстро
проходило, уступая место равнодушию, если не раздражению и враждебности.
Отдельные отрадные исключения только подтверждали это печальное правило, а после
того, как в 1921 году советское правительство лишило эмигрантов российского
гражданства, ко всем прочим бедам русского рассеяния добавилась еще полная
юридическая беззащитность. «Нансеновские паспорта» — бледно-зеленые
удостоверения личности, которые Лига Наций выдавала русским, не имевшим
гражданства, лишь подчеркивали бездомность их обладателей и делали из них
подозрительных бродяг, в любой стране находящихся вне закона *.
* Набоков, например, вспоминал, что иметь
«нансеновский паспорт» было все равно, что быть незаконнорожденным или
преступником, отпущенным под честное слово. Из «страны проживания» можно было
вылететь в два счета просто за нарушение правил перехода улицы.
Невежество западного обывателя не знало
пределов. Князь Андрей Лобанов-Ростовский, отпрыск старинного рода, восходящего
к Рюриковичам, вспоминал, как в 1920 году, на вопрос одной американки о том, чем
он был занят во время войны, он ответил, что служил в Русской армии. «Правда? —
удивилась она. — Я не знала, что Россия участвовала в войне». И, немного
подумав, добавила: «Видимо, русские там не особенно отличились».
Лишившись Родины и оказавшись в чуждом,
бездушном мире, эмигранты страшной ценой заплатили за свое право на безопасную
жизнь после лишений и ужасов революции. Утеря родных корней и тоска по своей
обезображенной коммунизмом Родине означали для многих из них медленную духовную
смерть. Впрочем, и физическое существование в водоворотах прижимистого, хищного
и холодного Запада давалось нелегко. Великий князь Александр, например, для
того, чтобы поправить свои дела, вынужден был отдать редчайшую коллекцию монет
за пять процентов ее довоенной номинальной стоимости по каталогу. Через десять
лет в газете «Тайме» он увидел объявление, в котором тот же швейцарский
перекупщик предлагал одну из этих монету «купленную у члена русской
императорской семьи», за сумму, в сто раз большую, чем та, которую в свое время
получил Александр за всю коллекцию целиком.
Если такова была жизнь бывшей знати, то люди простые и небогатые зачастую
бедствовали всерьез, прозябая на грани нищеты и голодной смерти. Восток и Запад,
Европа и Азия были к ним равно неласковы. В борделях Пекина и Сингапура в 20-х
годах количество русских проституток, гонимых в притоны крайней нуждой, возросло
до таких размеров, что на жаргоне злачных мест Харбина и Шанхая всякая белая
проститутка стала называться «русской девочкой»...
Для большинства беженцев революция стала
жестоким уроком, наглядно показавшим, к чему приводит отторжение от вековых
святынь и освященных Церковью начал государственного мироустройства. За
исключением относительно немногочисленной группы масонов и группировавшихся
вокруг них либералов, а также остатков левых, «народных» и «социалистических»
партий, так ничего и не понявших в произошедшем, эмиграциях была явно «правой»,
то есть православной и монархической.
Боль
утрат и взаимные обиды, умело подогревавшиеся изнутри и извне агентами советских
спецслужб, порождали в ее среде противоречия и недоразумения, громкие споры и
взаимные обвинения — но все это бурление касалось большей частью вопросов
сиюминутно-политических, партийно-групповых. Вероисповедное и мировоззренческое
единство притом все же сохранялось, чему в решающей мере способствовала Русская
Православная Церковь, сформировавшая в странах рассеяния свой клир из числа
архиереев и священников, оказавшихся в вынужденном изгнании.
Неисповедимы пути Господни — всемогущему
промыслу Его угодно было опять соделать судьбы русского народа эпицентром
мировой истории. В обеих своих частях: страждущей и страдающей под гнетом
богоборцев в России, с одной стороны, а с другой — рассеявшейся по всему свету в
поисках лучшей доли, русские люди сыграли ключевую роль в бурных событиях
двадцатого столетия. Но если значение Советского Союза в этих процессах
бесспорно и общеизвестно, то влияние русского рассеяния, оставшегося
единственным свободным носителем традиционного русского самосознания, почти не
изучено и предано незаслуженному забвению.
Чтобы правильно его оценить, необходимо разобраться в том, что представляла из
себя послевоенная Европа, каковы были явные и скрытые пружины и механизмы,
определявшие ее хозяйственную, политическую, культурную и духовную жизнь.
ЗА КУЛИСАМИ ЕВРОПЕЙСКОЙ
ДРАМЫ
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
и последовавшая за ней европейская смута до предела обнажили язвы и
противоречия, разъедавшие общественную и государственную жизнь континента.
Бациллы духовной заразы, сразившей Россию, давно (и весьма успешно) вели свою
разрушительную работу и в других странах. Безумная бойня, не принесшая успехов и
выгод никому, кроме транснационального финансового капитала, лишь усугубила
положение. Даже при самом беглом взгляде на ее политические, социальные и
экономические последствия всякому добросовестному наблюдателю становилось ясно:
так долго продолжаться не может.
Версальский
мирный договор перекроил государственные границы в Европе столь неестественно и
прихотливо, что это просто исключало их долговечность и стабильность. Не лучше
обстояло дело и с экономикой. В своих довоенных границах государства
представляли из себя цельные, исторически сложившиеся хозяйственные организмы.
Австро-Венгрия, например, гармонично сочетала в своем составе промышленные
области Богемии с земледельческими венгерскими угодьями. После войны это
органическое единство было расколото на ряд самостоятельных, взаимно
подозрительных государств: Чехословакию, Венгрию, Австрию. Каждое из них,
отгородившись от соседей, утратило прежнюю возможность здорового товарообмена и
угодило в тиски жестокого экономического кризиса *.
* Вам это ничего не напоминает? Например,
распад Советского Союза? Количество исторических параллелей, доходящих иногда до
буквального сходства, просто потрясает. Везде — один и тот же сценарий. Видимо,
и авторы те же. Вообще, изучая историю Европы в XX столетии, следует все время
иметь в виду события нашей «перестройки». Убийственные выводы напрашиваются сами
собой.
Доведенный до нелепости
принцип «самоопределения наций» торжествовал вовсю, и его разрушительные
последствия не замедлили сказаться. Хоть этот новый порядок и льстил самолюбию
новоявленных правителей, но широкие слои рабочего населения не получили от него
ничего, за исключением ухудшения условий жизни — поэтому вместо мира и покоя
послевоенные годы отмечены ростом глухого недовольства и опасного брожения
низов, легко попадавших под влияние демагогических коммунистических лозунгов.
Русские изгнанники занимали в этом раскладе
особое место. Революционный взрыв, разметавший их по всему свету, сделал
беженцев из России носителями уникального, трагического опыта, выводы из
которого предстояло усвоить всей Европе, если она не желала повторения
российской трагедии у себя. По сути дела, вся межвоенная история Европы явила
собой попытку осмыслить этот катаклизм и извлечь из него соответствующие
политические уроки *.
* Вам это
ничего не напоминает? Например, распад Советского Союза? Количество исторических
параллелей, доходящих иногда до буквального сходства, просто потрясает. Везде —
один и тот же сценарий. Видимо, и авторы те же. Вообще, изучая историю Европы в
XX столетии, следует все время иметь в виду события нашей «перестройки».
Убийственные выводы напрашиваются сами собой.
В этот период два параллельных процесса
определяли жизнь континента.
Во-первых,
повсюду, пользуясь послевоенной разрухой, политической неразберихой и всеобщим
разочарованием, спекулируя на трудностях жизни и социальном расслоении обществ,
поднимали голову организации и движения, подобные тем, что привели Россию к
краху. Одновременно с этим мировая закулиса, вдохновляясь крушением
традиционного европейского политического баланса, приступила к активным попыткам
внедрить в жизнь Европы наднациональные, надгосударственные структуры, которые
должны были со временем стать зародышами властных институтов единого мирового
масонского сверхправительства.
Во-вторых, в
глубинах национального самосознания народов зрело все более ясное понимание
опасностей, которыми им грозило дальнейшее развитие событий в таком направлении.
Это понимание вызвало к жизни целый ряд политических движений ставивших своей
целью воспрепятствовать эрозии национальной государственности и традиционных
ценностей народной жизни.
Первая тенденция
быстро воплотилась в серии неудавшихся «социалистических» — по типу российской —
революций. Баварская советская республика просуществовала в 1919 году всего
месяц, столь же недолговечными оказались ее венгерская и словацкая копии. Это
поражение было, однако, быстро компенсировано. В том же девятнадцатом году в
качестве одного из главных итогов войны и символа грядущего политического
объединения Европы была учреждена Лига Наций, впервые в истории открыто
провозгласившая своей целью создание всеобъемлющих надгосударственных,
интернациональных «механизмов взаимодействия».
Вторая тенденция ознаменовалась формированием
идеологии и политической практики, известными сегодня под общим названием
«фашизм». Это явление, ошибочно кажущееся нам теперь неким мировоззренческим
монолитом, на деле представляло собой довольно пестрый конгломерат национальных
движений, весьма различно проявлявших себя в разных странах. Получив официальное
рождение в Италии (Все в том же 1919 году! Сколько знаменательных совпадений —
не правда ли?) и наиболее полное развитие в Германии, он начал свое
существование как идеология народного единства и христианского консерватизма,
но, не сумев удержаться на первоначальной высоте, выродился в мировоззрение
откровенного расизма в его худших, языческих формах *.
* Думайте, русские люди, думайте! Сегодня
перед нами — тот же вопрос, тот же выбор, и не дай нам Бог повторить давно
известные ошибки!
Уже в начале
20-х годов стало ясно: от того, как сложится развитие и взаимное влияние этих
двух тенденций — зависят дальнейшие судьбы мира. Никто не мог осознавать этого
столь хорошо и полно, как русские беженцы, еще не остывшие после домашних
революционных бурь. Именно их влияние в значительной мере способствовало тому,
что в разных концах Европы ширилось понимание, как работают механизмы кризиса,
потрясающего континент. Россия являла собой наглядный результат кошмарных
последствий их работы, а эмигранты, в подавляющем большинстве, на основании
личного опыта свидетельствовали о справедливости и обоснованности европейских
опасений.
Дальнейшие события, оставившие в
идеологической, политической и военной истории XX века столь страшный, кровавый
след, подтвердили худшие предположения. Рухнула историческая Россия, исчез
«удерживающий» мировое зло, и результаты не замедлили сказаться — дьявольская
машина разрушения, «расхристианивания» Европы заработала на полную мощность. Но
— обо всем по порядку.
ЛИГА НАЦИЙ
В НАЧАЛЕ ДВАДЦАТОГО СТОЛЕТИЯ древняя
религиозная идея о мировом господстве избранной «свыше» элиты, наиболее ясно
выраженная в талмудических мессианских чаяниях, вплотную подошла к своему
политическому воплощению. Устранение с международной арены русской православной
государственности, развал внутриевропейского политического баланса и невиданный
рост технических возможностей управления обществом позволили приступить к
практической деятельности по созданию интернациональных политических,
экономических, юридических и иных механизмов реализации этого глобального
замысла.
Решительным шагом на таком пути
стало образование Лиги Наций — всемирной организации, имевшей, согласно уставу;
своей целью «развитие сотрудничества между народами и гарантию их мира и
безопасности». Официальное утверждение Лиги состоялось на Парижской мирной
конференции (1919-1920). Ее устав явился частью Версальского мирного договора,
закреплявшего результаты первой мировой войны. Первоначально членами организации
объявили себя 44 государства, и еще 20 были приняты впоследствии, по мере того,
как расширялись масштабы деятельности Лиги.
«Власть над человечеством, мировая гегемония... такова определенная цель, к
которой со зловещим упорством стремится темная сила» религиозного богоборчества
и тайного политического диктата, — писал один из виднейших русских эмигрантов
бывший депутат Государственной Думы Н. Е. Марков, анализируя причины появления и
механизмы функционирования Лиги Наций. «Достижение этой цели, — предупреждал он,
— идет по двум главным направлениям: во-первых, по линии внутреннего разложения
национального духа народов и последующего захвата влияния и власти изнутри и,
во-вторых, по линии соединения доселе самостоятельных государств в международный
союз с постепенным лишением прежних государств их прав и возможностей
осуществлять свою национальную волю» (1).
В доказательствах обоснованности подобных
опасений не было недостатка. Так, 19 апреля 1926 года французская газета «Аксьон
Франсэз» опубликовала сенсационный документ — материалы «Конгресса масонов
союзных и нейтральных стран», проходившего под патронажем Великой Ложи Франции с
28-го по 30 июня 1917 года в Париже. Уже пригласительный циркуляр на конгресс
без обиняков заявлял, что последний «имеет своей задачей нахождение способов
создания Лиги Наций». На первом же заседании была определена и цель собрания:
«Подготовить Соединенные Штаты Европы, создать наднациональную власть, которая
должна будет решать споры между нациями». Предусматривалось также обеспечить
«облегченную практику обязательного, полного действия международного права»,
которое «должно быть вооружено такими санкциями, какие заранее остановят те
нации, которые поддались бы искушению изменить своему слову» — то есть
подчиняться Лиге.
Создание мировой
антихристианской диктатуры объявлялось в одной из резолюций конгресса «конечной
целью, к которой в течение стольких веков стремилось масонство», и
«освобождением человечества от всякого морального, религиозного, политического и
экономического порабощения» *.
* А
ну-ка, что это вам напоминает? Верно — Организацию Объединенных Наций! Эта
могучая современная наследница старой Лиги и сегодня ускоренными темпами
осуществляет реализацию ее масонских положений во всех уголках земного шара. В
них ничего не изменилось. Снова — «объединенная Европа» («от Атлантики до
Урала», или иначе как — не имеет значения), снова — разговоры о «международном
правовом пространстве». Есть даже новые достижения, например, действия
«миротворческих сил», карающих ослушников...
«Откройте версальский договор, —
комментировала газета напечатанный документ. — На первых его страницах, где
помещены статьи об организации Лиги Наций, вы увидите те же принципы, те же
доктрины, выраженные часто в тех же выражениях и приводящие к тем же
последствиям...».
Здесь, пожалуй, имеет смысл
сделать одно немаловажное отступление. Частое упоминание об осознанном и
спланированном участии определенных сил, организаций или религиозных движений в
разрушительных, гибельных процессах, ставящих сегодня мир на грань духовной,
культурной, политической и военной катастрофы, нуждается в определенном
комментарии.
Здравое понимание исторического
развития, без сомнения, не имеет ничего общего с концепцией «мирового заговора»,
рассматривающей чуть ли не всю историю человечества в качестве результата
сознательной и целенаправленной деятельности жидо-масонских злоумышленников.
Столь упрощенное толкование истории, свойственное, как правило, весьма
агрессивным и примитивным идеологиям расистского толка, будучи примененным
практически, может привести к последствиям трагическим и непоправимым.
Нет, зло, в каком бы виде оно ни пыталось
реализовать себя, как бы ни простирало свое влияние и власть в среде
человечества, никогда не определяло и не будет определять жизнь людей. Промысел
всемогущего, непостижимого, недоведомого Божества и свободная воля человека —
вот две силы, движущие мировой исторический процесс!
Да, бывают люди, сообщества, религиозные
системы и целые государства, злоупотребляющие свободой нравственного выбора и
склоняющиеся — сознательно или неосознанно — ко злу как к своему духовному и
деятельному источнику. Да, их политическая, социальная и религиозная практика
исторически преемственна и может быть ретроспективно отслежена до глубокой
древности. Существуют и отшлифованные веками технологии этой разрушительной
практики. Но — не существует и не может существовать в мире силы, способной
управлять ходом общественного развития, и уж тем более — предопределять его
результат.
Силы зла обретают в современном
мире все большую власть. Но происходит это не из-за того, что их носители как-то
по-особому умны и предусмотрительны. Нет, зло возрастает по мере того, как мы
сами (!) отступаем от Заповедей Божиих, добровольно отсекая себя от животворного
Источника добра и правды, справедливости и любви. Это не есть результат
«заговора», но печальное следствие всемирной апостасии и может быть правильно
понято и оценено лишь в рамках христианской эсхатологии, но не примитивных
поисков виноватых во всем «заговорщиков».
Впрочем, сие не отменяет наших обязанностей по мере сил бороться со злом во всех
его формах, в том числе и социально-организованной — политической, экономической
или религиозной...
Теперь вернемся к Лиге
Наций. Ее двадцатилетняя деятельность (формально организация была распущена в
апреле 1946 года, но фактически ее деятельность прекратилась уже в декабре
1939-го, после решения об исключении СССР) не увенчалась особым успехом.
Государства-участники не спешили расстаться со своими суверенными правами. Более
того, когда притязания Лиги вступили в непримиримое противоречие с
государственными интересами Германии и Японии, обе эти страны (соответственно в
октябре и марте 1933 года) заявили о своем выходе из организации. В предчувствии
грядущих катаклизмов Советский Союз тоже не слишком стеснял себя соблюдением
устава Лиги. Советско-финская война 1939—1940 годов стала для нее последним,
непосильным испытанием — и в преддверии второй мировой войны она практически
распалась, так и не оправдав надежд своих создателей.
ФАШИЗМ
САМО НАЗВАНИЕ этого явления происходит от
латинского слова fascis, что значит — пучок, связка прутьев. Декларируя таким
образом необходимость общенародной солидарности как основы общественной жизни,
фашизм первоначально появился на европейской сцене в качестве довольно
незатейливого консервативного мировоззрения национально-государственного
единства. Оно активно, решительно и все более успешно противостояло волнам
космополитизма и «пролетарского интернационализма», затопившим континент после
победы российской революции и окончания первой мировой войны.
На заре своего существования фашизм ничем
особенным не выделялся, по-своему продолжая традиции европейского национального
консерватизма. Заявляя о своем «надклассовом» характере, опираясь на
патриотические чувства широких масс и их стремления обуздать «дикий»
спекулятивный рынок, добиться социальной защиты и справедливости — он уверенно
увеличивал число приверженцев, соединяя национальные, государственные лозунги с
критикой экономической системы капитализма. Тогда, казалось, ничто не предвещало
ему столь бурной и кровавой судьбы.
Большая
часть элементов фашистского мировоззрения имела довольно длительную и весьма
респектабельную историю. С известной долей условности можно утверждать, что они
начали складываться около двухсот лет назад как реакция консервативной Европы на
катастрофу Великой французской революции с ее очевидным разрушительным
политическим и религиозным масонским модернизмом.
С этой точки зрения, среди отдаленных
предшественников Франке и Салазара, Гитлера и Муссолини можно назвать даже
знаменитого австрийского канцлера Клеменса Меттерниха, вдохновителя
контрреволюционного «Священного Союза» монархов Европы, или Отто фон Бисмарка,
первого рейхсканцлера Германской Империи, «железом и кровью» объединившего
немецкую нацию в великое и могучею государство. При желании этот список может
быть дополнен, например, лордом Биконсфилдом, премьером Великобритании,
известным борцом с тайными политическими обществами, и другими, не менее
громкими именами.
Формально первая фашистская
организация была создана итальянскими антикоммунистами в марте 1919 года. Вскоре
аналогичные движения, каждое по-своему развивавшее идеи итальянских коллег,
возникли по всей Европе, апеллируя к национальной гордости и традиционным
ценностям народов континента.
В сущности
этого феномена хорошо и быстро разобрались русские эмигранты. «Муссолини
сохранил многое старое: принцип частной собственности, церковь, религию, семью,
личную инициативу, отвергнув лишь воинственный принцип борьбы классов, — писала
эмигрантская газета «Возрождение» в одной из своих редакционных статей,
озаглавленной «Торжество фашизма». — Такое возвращение на новых началах к
старому пути эволюции человеческого общества, с которого Европа свернула после
французской революции, казалось европейским снобам безбожной теории
материалистического прогресса не только не достаточно радикальным, но и прямо
реакционным, тогда как коммунизм был как будто прогрессом. И мало-помалу идеи
фашизма, с одной стороны, и коммунизма — с другой, становились знаменем двух
противоположных лагерей, на которые разделилась европейская политическая мысль»
(2).
Еще более отчетливо ту же точку зрения
выразил М. Георгиевский, исполнительный секретарь «Национально-трудового союза
нового поколения» — русской молодежной зарубежной организации. «Два лагеря
противостоят во всеоружии друг другу и готовятся к борьбе, — констатировал
он. — Их разделяют не только экономические счеты, но и идейные расхождения. Миру
предстоит борьба двух мировоззрений. Будущая война будет своего рода религиозной
войной... Еврейство и демократия пылают лютой ненавистью к фашизму. Им отвечает
презрение и ненависть противного лагеря» (3).
Национально-консервативное движение в Европе
многим русским беженцам представлялось продолжением той борьбы, которую у себя
на родине проиграла Белая Гвардия. «Целый ряд народов добился победы своей Белой
Идеи — Италия, Португалия, Германия, Венгрия», — писал в 1938 году Иван
Солоневич (4).
Не мудрено, что в среде эмиграции во всех концах земли начали возникать
профашистские группы и организации, самая крупная из которых под названием
«Российский Фашистский Союз» образовалась в Харбине и к 1938 году насчитывала,
по разным оценкам, от 10 до 23 тысяч членов и 48 отделов в 18 странах (5).
Социально-экономические и политические успехи
фашизма, позволившие ему прийти к власти во многих странах и установить в них
относительное материальное благополучие и классовый мир, привлекали всеобщее
внимание, которому отдали дань предприниматели, ученые, писатели и даже папа
римский. «Конечно, не одни русские эмигранты видели в фашизме источник жизненной
силы, — свидетельствует Джон Стефан, профессор Гавайского университета, автор
обширной монографии «Русские фашисты». — То и дело в 20-е и даже 30-е годы
ведущие европейские интеллектуалы (приходят в голову Пиранделло, Т. С. Элиот,
Йейтс, Лоуренс, Паунд и Шоу) выражали восхищение Муссолини. Да и не только
европейцев влекло к фашизму. В 1932 году Чан-Кай-ши заявил: «Фашизм — это то,
что Китаю сейчас нужно больше всего». Семью годами позже в нью-йоркском Гарлеме
негритянские активисты основали откровенно фашистское «движение за мир в
Эфиопии». В высшей степени изменчивый фашизм внедрялся в сознание
мечтателей-радикалов всех мастей...» (6).
Подведем итоги. Межвоенные годы стали эпохой
бурного развития национального консерватизма по всему миру. Этот факт, равно как
и то, что развитие консервативного движения завершилось торжеством вульгарного
нацизма, новой мировой бойней и окончательным, повсеместным утверждением
космополитических идеалов и ценностей — требует внимательного и вдумчивого
осмысления.
Как бы трудно, больной тяжело
намни было, чего бы это нам ни стоило, мы должны обязательно во всем
разобраться. Демифологизировать, наконец, историю XX века, понять ее скрытые
пружины и механизмы, оценить с учетом такого опыта нынешнее положение России и
избежать повторения роковых ошибок прошлого. Для этого неизбежно надо найти
ответы на следующие вопросы:
- Что послужило причиной вырождения европейской национально-консервативной
идеологии в агрессивное, бездуховное мировоззрение откровенного расизма и
националистической нетерпимости?
- Как могло случиться, что естественное стремление народов к
национальному самоутверждению было использовано мировой закулисой для
разжигания расовой ненависти и новой мировой войны, окончательно подорвавшей
внутренние жизненные силы Европы?
- Каковы роль и место русского народа и русского самосознания во всех
этих событиях? Какие уроки должны мы из них извлечь, какие выводы сделать?
Величайшие жертвы, понесенные Россией
в Великой Отечественной войне, страдания и скорби, причиненные нацизмом
миллионам людей во всем мире, глобальные последствия мирового военного
столкновения и пересмотр его геополитических итогов в результате распада СССР и
краха «мирового социализма» — вот это заставляет искать ответы особенно
ответственно и тщательно. Похоже, что многие из них таятся в извивах германской
истории 20—30-х годов...
РУССКИЙ НЕМЕЦ МАКС ЭРВИН
ФОН ШОЙБНЕР-РИХТЕР
ЧЕМ
ПРИСТАЛЬНЕЕ мы будем вглядываться в подробности эволюции немецкой национальной
идеологии в межвоенный период, тем очевиднее будет для нас главный вывод — ее
деградация и конечный крах стали неизбежными в тот момент, когда
национал-социализм отверг христианскую духовную традицию. Национальное
самосознание оказалось отсеченным от животворных истин веры, гармонично
соединяющих в себе смирение и мужество, доблесть и кротость, силу и милосердие.
В результате оно стало беззащитным перед соблазнами и искушениями расовой
гордыни, имперского властолюбия и пагубного, безудержного тщеславия. Это
грехопадение тем более показательно и наглядно, что начиналось все в Германии
весьма многообещающе — при активном участии русской эмиграции, вносившей в
движение христианские начала нравственного и государственного мировоззрения.
Некоторое время даже казалось, что под
влиянием «русской идеи», активными проводниками которой стали беженцы из России,
Германия примет у нее эстафету борьбы за сохранение христианской
государственности в Европе.
«Русские...
оказали, несомненно, крупную услугу немцам в деле пробуждения их национального
самосознания, и неудивительно, что на этой почве между ними возникло тесное
единение и дружная совместная работа, — писал позже князь Жевахов,
непосредственный и активный участник событий. — Заслуга же немцев заключалась в
том, что они отнеслись к русским не как к беженцам, требующим материальной
помощи, а как к подлинным культуртрегерам, и воспринимали их рассказы о
зверствах большевизма и завоеваниях еврейства в России, как угрозу их
собственному бытию, как великую мировую опасность, грозившую всему христианству,
цивилизации и культуре.
Немцы поняли, что у
них нет выбора, что нужно или погибать под тяжестью версальского договора, или
со смелостью отчаяния вступить в единоборство..., что никакие компромиссы
невозможны, и что такую борьбу нужно начать немедленно.
И на трагическом фоне всеобщей придавленности
и нищеты, сквозь толщу неописуемых страданий и подневольного труда, не знавшего
отдыха, стали мало-помалу вырисовываться признаки грядущего возрождения,
обновляющего самый дух великой нации...» (7).
Под знаком таких надежд, коим — увы! — не
суждено было воплотиться, в жизнь, прошли годы, которые в истории немецкого
национального консерватизма, равно как и в истории русской эмиграции, неразрывно
связаны с именем «русского немца» Макса Эрвина фон Шойбнер-Рихтера.
Российский гражданин, выпускник Рижского
университета, благочестивый христианин и убежденный монархист, он на собственном
опыте изведал все прелести революции и государственного распада Российской
Империи. В своей родной Курляндии он дважды сражался со смутой — в 1905 году в
составе русской армии, а в 1918-1919 годах под знаменами германского рейхсвера.
Красивый и легкий в общении, богатый и щедрый, он привлекал к себе множество
людей. В 1920 году судьба привела его в Мюнхен, переполненный, как и вся
Германия, русскими беженцами.
К этому времени
балтийские немцы, бывшие в значительной своей части искренними российскими
патриотами, сохранившими верность династии Романовых, одинаково хорошо владевшие
русским и немецким языками, образовали очень прочное промежуточное звено между
правым флангом русской эмиграции и развивавшимся немецким национальным
движением. Шойбнер-Рихтер сыграл в этом деле исключительную, выдающуюся роль.
Не будучи дворянином от рождения (приставку
«фон» он получил от жены), Шойбнер-Рихтер имел, тем не менее, обширные связи. В
круг его знакомых входил стальной магнат Фриц Тиссен, герой войны генерал Эрих
Людендорф, великий князь Владимир Кириллович и другие примечательные лица. Такие
знакомства давали широкие возможности, которыми он не замедлил воспользоваться.
Своим главным делом Шойбнер-Рихтер считал
создание прочного союза русских монархистов с немецкими националистами для
борьбы с международной заразой интернационального большевизма, реставрации
германской монархии и восстановления дома Романовых на Российском престоле.
Когда он впервые встретился с Гитлером, ему даже приходилось скрываться, ибо
берлинские власти разыскивали его за участие в «капповском путче» — неудавшемся
монархическом заговоре, организованном группой «национального объединения» в
марте 1920 года.
То, как все это выглядело
тогда со стороны, ясно описал Жевахов, вспоминавший потом: «Я... неожиданно
оказался в самом центре бурного, здорового национального движения, смягчившего у
меня горечь сознания той печальной роли, какую сыграла Германия в отношении
России в роковую для обеих стран войну. Общение же с выдающимися представителями
этого движения: графом Эрнестом Ровентловым, Людвигом Мюллер фон Гаузеном,
Шойбнер-Рихтером, Арно Шикеданцом и многими другими, видевшими в своем деле...
не только немецкое национальное дело, а святое дело защиты христианства от
угрожающей ему опасности, еще больше расположило меня к этому движению,
заставило меня с чувством глубочайшего уважения преклониться перед этими
самоотверженными идейными работниками, смело и безбоязненно выступавшими в
защиту попираемого достояния Христова, и притом в один из самых тяжких моментов
жизни их родины» (8).
Подобные намерения и идеи легли в основание
объединенного русско-немецкого народного фронта под названием «Aufbou» —
«Возрождение», организованного Шойбнер-Рихтером в конце 1920 года. Их глашатаем
и провозвестником стал журнал с одноименным названием, имевший своей целью
«доказать необходимость... того, что в будущем национальная Германия и
национальная Россия должны идти по одному пути» (9).
Весной 1921 года под эгидой «Aufbou» был
созван очень представительный съезд русских монархистов, состоявшийся в
курортном баварском местечке Бад-Рейхенхалле. Делегаты съехались туда со всего
света. Даже из далекой Манчжурии прислал своего представителя атаман Семенов.
Казалось, съезд сумеет заложить прочную основу политического единства внутри
правого крыла русской эмиграции и организации ее тесных, дружеских связей с
набирающим силу национально-освободительным движением в Германии.
Влияние Шойбнер-Рихтера непрерывно росло.
Встретившись с Гитлером, он вступил в партию и вскоре стал ее главным идеологом,
что дало Жевахову потом повод утверждать, что «Шойбнер-Рихтер... явился в
буквальном смысле основоположником того идейного движения, какое вынесло на
поверхность жизни германского народа Гитлера, и должно было в своем дальнейшем
развитии связать Россию и Германию узами неразрывной и вечной дружбы, воскресив
заветы тройственного Священного Союза» (10).
Из последней фразы видно, как сильно
разошлась впоследствии реальная практика нацизма с первоначальными благостными
предположениями *.
* Священный
Союз — союз монархов России, Австрии и Пруссии во имя подавления в Европе
революционных смут и укрепления христианской государственности. Образуя его,
государи клялись подчинить весь порядок взаимных отношений «высоким истинам,
внушаемым вечным законом Бога Спасителя» и «руководствоваться не иными
какими-либо правилами, как заповедями святой веры».
Отправным пунктом этого трагического
расхождения стала гибель самого Шойбнер-Рихтера от шальной пули во время
мюнхенского «пивного» путча. Он был убит в тот момент, когда рука об руку с
Гитлером шагал по Резиденцштрассе. Впрочем, это только одна из версий, ибо
точных данных об обстоятельствах его смерти нет, а Жевахов называет их
«невыясненными», туманно намекая на возможность «заказного» убийства.
Как бы то ни было, начиная с этого момента
немецкое национальное движение постепенно отвергло христианство в качестве
своего духовного фундамента, скатившись, в конце концов, к худшим формам
оккультизма, восточной мистики и неприкрытого язычества. С этого же времени
начало активно формироваться то явление, которое сегодня известно миру под
названиями «национал-социализм», или «немецкий фашизм».
Гитлер сожалел о гибели соратника. Сказал:
«Все заменимы, но только не он! «, — запечатлел его как мученика в посвящении к
«Майн Кампф» и... забыл все, чему его Шойбнер-Рихтер учил. На место главного
идеолога и философа нацизма выдвинулся Альфред Розенберг, пламенный ревнитель
расовой теории и восторженный певец превосходства «германской крови».
ДОКТРИНА РОЗЕНБЕРГА
НАДО С СОЖАЛЕНИЕМ отметить, что влияние
русской культуры и русского самосознания на события в Германии вовсе не было
однозначным. Если в своей здоровой, христианской части это влияние
олицетворялось Шойбнер-Рихтером, то его больную, разлагающуюся и деградирующую
часть не менее полно выразил Альфред Розенберг.
Он родился в 1893 году в Таллине (тогда —
Ревеле), в семье сапожника. Учась в Рижском университете, состоял с
Шойбнер-Рихтером в одном студенческом союзе, долго жил в Петербурге, а с началом
войны перебрался в Москву, где благополучно избежал призыва в армию. Революция
застала его за проектированием крематория с дорическими колоннами и романскими
сводами. Сорванный ее вихрем с насиженного места, Розенберг побывал даже членом
Пролеткульта, прежде чем в 1919 году судьба забросила его в Мюнхен, где они
начал свою блестящую политическую карьеру (11).
Еще живя в России, он пробовал вести богемный
образ жизни, был вхож в Религиозно-философское общество и социал-демократические
круги, знавал Блока, Мережковского, Троцкого (12).
Видимо, с той поры он и унаследовал в качестве мировоззрения едкую смесь
экономической демагогии социал-демократов, смутные религиозно-философские
понятия и тягу к нездоровой мистике, на которой были буквально помешаны
столичные «декадентские» литературные салоны *.
* Приверженность верхушки Третьего Рейха к
оккультным, мистическим учениям хорошо известна. Эзотерические культы всегда
привлекали к себе тех, кто неспособен к внутреннему напряженному духовному труду
и желает постигнуть религиозные истины рационалистическим путем в готовом виде.
Любопытно, что Гитлер, упоминая в своих речах о Боге, никогда не уточнял, какого
именно «бога» он имеет в виду (13).
Основательно перебродив, эта смесь
в 1930 году излилась бурным потоком на страницы его главного труда — объемистой
книги под названием «Миф XX века», которая вскоре разошлась огромными тиражами и
стала наряду с «Майн Кампф» Гитлера бестселлером Третьего Рейха.
Славян Розенберг не жаловал, к русской
эмиграции (несмотря на то, что по-русски говорил лучше, чем по-немецки)
относился полуснисходительно-полуодобрительно, и то — лишь потому, видно, что
помнил молодые годы, проведенные в России. В его понимании русские были слишком
мечтательны и ленивы, невежественны и склонны к анархии. Они не сумели сохранить
изначальную чистоту расы, гарантирующую жизнеспособность, и потому не смогли
противостоять разлагающему влиянию революционеров-инородцев. Лишь немцы — умные,
дисциплинированные и храбрые — могли противостоять надвигающейся на мир
опасности и спасти Европу.
Что именно нужно
спасать, он, похоже, представлял слабо, ибо исторические христианские ценности
европейской культуры и уж тем более идеалы церковного мировосприятия остались
для него совершенно недоступными. Этот печальный факт предопределил характер его
учения и, в конечном итоге, послужил главной причиной краха нацизма как в
духовной, так и в политической, военной областях.
«Все великие и творческие нации в истории
имели и имеют свое особое самосознание, в этом выражается их «национализм», —
писал протоиерей Сергий Булгаков, анализируя религиозные корни немецкого
фашизма. — Современный «расизм» есть одна из его разновидностей, имеющая свои
особые характерные черты, которые в своем контексте слагаются в целое
мировоззрение, действенную идеологию. Ее главным идеологом является в настоящее
время А. Розенберг, книга которого «Миф XX века» имеет распространение уже в 900
000 экземпляров и выражает собой, очевидно, господствующее в настоящее время
мировоззрение и самочувствие немцев. Помимо своего литературного блеска и
остроты, она заслуживает внимания именно как симптом духовного состояния...
Розенберговский расизм есть философия
истории, но прежде всего это есть религиозное мироощущение, которое должно быть
понято в отношении к христианству» (14).
Булгаков был прав. Именно в этом отношении
вскрывается глубинный смысл событий, потрясших мир в 30-е и 40-е годы и
определивших тенденции его развития на десятилетия вперед. Ибо оказывается, что
в религиозных, мистических глубинах германский нацизм со своими геополитическими
притязаниями, и его главный «видимый» противник — нацизм еврейский,
реализованный политически в доктринах сионизма, религиозно же —- в форме
талмудического иудаизма, имеют единый источник, вдохновляющий их претензии
на мировое господство: воинствующее антихристианство коренящееся в бездонной
ненависти дьявола-человекогубителя к Сыну Божиему, Спасителю мира и Искупителю
человечества от рабства греху и злу.
«Неизбежно напрашивается неожиданное заключение следующего содержания, —
констатировал о. Сергий, — расизм как национал-социализм, в котором одновременно
и с одинаковой силой подчеркиваются оба мотива — и социализм, и национализм,
представляет собой ничто иное, как... повторение, или, по крайней мере, вариант
иудейского мессианизма... Еще раз повторяем: германский расизм воспроизводит
собою иудейский мессианизм, который является противником и соперником
христианства уже при самом его возникновении...» (15).
Таким образом, немудрено, что при внешней
непримиримости именно эти два движения стали, каждое по-своему, определяющими
факторами и движущими силами всемирной апостасии в XX веке. В равной степени
враждебные русскому народу, как носителю и главному хранителю христианского
национального самосознания, они явились также первопричинами двух тяжелейших
катастроф, потрясших Россию в этом столетии: революции и Великой Отечественной
войны.
Неизвестно, насколько полно и ясно
сознавал это сам Розенберг. О Православии он в своей книге вовсе не поминает
(хотя говорит о «древней восточной церковности» — осуждающе, конечно), то ли
потому, что считал Россию «исторической обочиной», то ли из-за пристального
внимания к претензиям католичества на мировую гегемонию. В любом случае —
христианству достается сполна.
«Христианский
крест должен быть изгнан из всех церквей, соборов и часовен и должен быть
заменен единственным символом — свастикой», — писал этот создатель «германской
религии будущего». «Те, которые его созерцают, думают о народной чести, о
жизненном пространстве, о национальной свободе и социальной справедливости и
жизнеобновляющем плодородии».
«Старая
иудейско-сирийская церковность сама себя развенчивает...» «Не жертвенный агнец
иудейских пророчеств, не Распятый есть теперь действительный идеал, который
светит нам из Евангелий. А если Он не может светить, то и Евангелия умерли...»
«Идеал любви к ближнему должен быть безусловно подчинен идее национальной
чести...» «В интересах властолюбивой римской церкви было выставлять
подчиняющееся смирение как сущность Христа, чтобы получить возможно больше слуг,
воспитанных согласно этому «идеалу». Исправить это изображение есть дальнейшее
неотложное требование немецкого движения к обновлению...» «Личность Иисуса
вскоре после Его смерти была нагружена и срастворена со всяческим изобилием
переднеазиатских, еврейских и африканских переживаний», — такими и подобными им
утверждениями наполнены писания Розенберга.
Что же предлагается взамен «устаревшего» христианства? А вот что: «Вера,
воплощенная в яснейшее знание, что северная кровь представляет собою то
таинство, которое заменило и преодолело древние таинства...» «Честь и свобода
(понимаемая как произвол — прим. авт,) суть в последнем счете не внешние
свойства, но сверхвременные и сверхпространственные сущности...» «Душа означает
расу, видимую изнутри, и наоборот: раса есть внешняя сторона души...» «Бог,
которого мы почитаем, не существовал бы, если бы не существовала наша душа и
наша кровь... Поэтому является делом нашей религии, нашего права, нашего
государства все, что защищает, укрепляет, проницает честь и свободу этой души».
Надо ли объяснять, кем, с точки зрения
христианина, является этот «бог» Розенберга? Самообожающая гордыня — вот
духовный идол нацизма, в жертву которому приносится все: милосердие,
сострадание, любовь, совесть и справедливость. Конечно, среди рядовых фашистов,
завороженных псевдопатриотической риторикой лидеров, мало кто сознавал, какому
«богу» они служат, но это не меняет дела — дьявольская сущность учения
реализовывала себя свойственным ей образом, злобно, агрессивно и напористо.
Это с особой ясностью проявлялось в
историософских концепциях нацизма. «После 1918 года, — писал Розенберг, —
древняя северная расовая душа пробудилась к новому, высшему сознанию. Она
понимает, что равнопризнанное существование разных, взаимно исключающих друг
друга ценностей не может иметь места, как она великодушно мнила возможным его
допустить на свою теперешнюю гибель...
Она
понимает, что расово и душевно сродное может соединяться, но чуждое безошибочно
устраняется, а если нужно, то и уничтожается. Не потому, чтобы это было ложно
или плохо само по себе, но потому, что чуждо, разрушает внутреннее строение
нашего существа. Мы чувствуем теперь обязанность отдать себе отчет о нас самих с
последней ясностью: или познать высшую ценность и руководящие идеи германского
запада, или же себя духовно и телесно извергнуть. Никогда».
Результаты этого маниакального самосознания
известны. У Европы был свой, похоже последний, шанс на волне национальных
движений вернуться к здоровой христианской духовности, хотя бы даже и в ущербных
исторических формах католичества и протестантизма. Она упустила его,
разделившись на два противоположных, одинаково бездуховных лагеря —
«либерально-демократически-космополитически-модернистский» и
«консервативно-агрессивный, фашистский». Закат Европы состоялся. Остается молить
Милосердного Бога о снисхождении и вразумлении — «не ведают бо, что творят...»
Для тех, кто «имея очи — видит», страшный
опыт фашизма дает наглядный пример того, какую жуткую разрушительную энергию
несут в себе бездуховные антихристианские мировоззрения даже тогда, когда они
прикрываются религиозно-национальными идеями. В этом случае, избегая прямых
богоборческих выпадов, они с еще большей ловкостью скрывают свою гибельную
сущность под слоем социальной и философской демагогии, освящая «свыше» путь,
«иже мнится человекам прав быти», — по слову Священного Писания (Притч. 14:12),
но, — «последняя же его приходят во дно ада». И люди творят зло, сеют ненависть
и беспощадно уничтожают ближних, в полной уверенности, что «с нами Бог» *.
* Такая надпись была выбита на
пряжках ремней у гитлеровских солдат.
Этот урок нам необходимо усвоить так же
твердо, как и урок русской революции, ибо в сущности они говорят об одном и том
же — о соблазнах, искажениях национального самосознания и ужасных результатах, к
которым эти соблазны приводят. Такое знание мы обильно оплатили русской кровью,
и не дай Бог, чтобы эта цена оказалась напрасной.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Марков Н. Е. Войны темных сил. В 2-х томах. Том 2. Париж, 1930, с. 67.
2. «Возрождение». 1936, 7 мая, с. 1.
3. Георгиевский М. Затишье перед грозой. - «За Родину». София,
1939, № 77/19, с. 5.
4. Солоневич И. Авторитеты и
жизнь. — «Сигнал». Париж, 1938, №36, с. 2.
5.
Назаров М. Русская эмиграция и фашизм. — «Наш современник» 1993, № 3, с. 127.
6. Стефан Д ж. Русские фашисты. Трагедия и фарс в
эмиграции, 1925-1945. М., 1992, с. 50.
7. Князь
Жевахов Н. Д. Сергей Александрович Нилус. Краткий очерк жизни и деятельности.
Новый сад. 1936, с. 66.
8. Там же, с. 68.
9. Там же, с. 69.
10.
Там же, с. 70.
11. Стефан Д ж. Указ. соч., с.
40-43.
12. Россия перед вторым пришествием.
Материалы к очерку русской эсхатологии. Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
1993, с. 237.
13. Об оккультных корнях германского
фашизма. См.: Пруссаков В. Оккультный мессия и его рейх. М., 1992. Повель Л.,
Бержье Ж. Утро магов. Власть магических культов в нацистской Германии. М. ,
1992.
14. О. Сергий Булгаков. Расизм и
христианство. В сб.: «Тайна Израиля». СПб. 1993, с. 352-353. Эта работа,
написанная в 1941-1942 гг. и далеко не бесспорная в некоторых своих частях,
содержит, тем не менее, наиболее полный религиозный анализ философии нацизма.
15. Там же, с. 396.
К предыдущей странице
 
Оглавление
 
К следующей странице