К предыдущей странице К оглавлению К следующей странице
К § 1
Вот более точное описание работ, упомянутых в начале параграфа. Г. Померанц: "Квадриллион", "Человек из ниоткуда", "Сны земли"; А. Амальрик: "Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?" ("самиздат"). "Вестник Русского Студенческого Христианского Движения" (РСХД) № 97, 1970. Сборники работ: "Самосознание", Нью-Йорк, 1976 и "Демократические альтернативы", ФРГ, 1976. Б. Шрагин: "Противостояние духа", Лондон, 1976. А. Янов: "Detente after Brezhnev" (далее цитируется как "Разрядка…") и "The Russian New Right" (далее цитируется как "Новая…") — обе в "Institute of international studies", Калифорнийский Университет, Беркли, 1977. Р. Пайпс: "Russia under the old regime" (далее цитируется как "Россия…"), Лондон, 1974.
К § 2
Критику концепций, кратко изложенных в § 1, можно найти, например, в работах: Л. Бородин. "Вече" № 8 ("самиздат"), А. Солженицын "Из-под глыб" ("самиздат") и другие выступления, В. Борисов и И. Дубровский: "Вестник РХД", № 125, А. Шанецкий: "Память", № 4 (Самиздат).
По поводу места концепции "Москвы — Третьего Рима" в мировоззрении Московского царства см., например, Д. С. Лихачев, "Национальное самосознание Древней Руси", с. 100—101, и работы Н. Н. Масленниковой и А. Л. Гольдберга в ТОДРЛ за 1962, 69, 74 гг.
О том, что секуляризация церковных земель не вызвала на Руси социальных потрясений — Пайпс. "Россия…", с. 242.
Синодальный период управления церковью — как пример "русской предрасположенности к единогласному послушанию" — Шрагин. "Самосознание", с. 263.
О влиянии "территориальной системы" церковного управления, принятой в протестантских странах, на церковное устройство России, см., например, А. С. Павлов. "Курс церковного права", Сергиев Посад. 1902, с. 485—490, 507.
О "значении николаевского законодательства для тоталитаризма XX века" — Пайпс. "Россия…", с. 291—295.
Цитаты европейских основоположников теории тоталитарного государства взяты из: Томас Гоббс. "Избранные произведения в двух томах". Том II, М., 1965. "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского", с. 47, 196—202, 207, 230—235, 488—490, 505, 526, 527, 567. Б. Спиноза. "Избранные произведения в двух томах". Том II. Политический трактат, с. 301—302, 305, 309—310. Жан-Жак Руссо. "Об общественном договоре, или Принцип политического права". М., 1938, с. 13—14, 16, 18, 24, 29, 34.
О западных влияниях на петровское законодательство см. Георгий Гуревич. "Правда воли монаршей" Феофана Прокоповича и ее западноевропейские источники", Юрьев, 1915.
О "революционном мессианстве" см. Л. Тальмон. "Political messianism", Лондон, 1960.
О еретических учениях и народных социальных утопиях в России см., например, Н. А. Казакова и Я. С. Лурье. "Антифеодальные еретические движения на Руси XV начала XVI века". М.—Л., 1955 и А. И. Клибанов. "Народная социальная утопия в России". М., 1977.
Дискуссия по поводу "Повести о Дракуле" см. В. Борисов. "Вестник РХД", № 125, и Г. Померанц. Открытое письмо редактору "Вестника РХД" (Самиздат).
Пайпс о частной собственности в Московской Руси; "Россия…", с. 316, и И. Дубровский. "Вестник РХД", № 125.
Пайпс о русских пословицах: "Россия…", с. 159.
Пайпс о грамотности в Московской Руси: "Россия…", с. 123. См. также А. И. Соболевский. "Образованность Московской Руси XV—XVII вв." СПб., 1892, особенно с. 3—4. Подсчёты А. И. Соболевского были продолжены Н. А. Ватановой: "Русский читатель XVII в." в сб. "Древнерусская литература и ее связь с новым временем". М., 1907. См. еще Д. С. Лихачев. "Культура русского народа". М.—Л., 1961, с. 106—107.
Янов о роли "Архипелага ГУЛАГ" в русской истории: "Демократические альтернативы", с. 188.
О западноевропейских переворотах 20-х гг. XIX века, очень похожих на заговор декабристов, тоже организованных тайными обществами (в Испании — масонами, в Италии — карбонариями) см., например, Е. Тарле. "Политические движения в Испании и Италии в 1820—1823 гг.", "Книга для чтения по истории нового времени", т. IV, ч. I, с. 128—176, М., 1913.
О заговоре Тистельвуда или "Заговоре на улице Катона" есть статья в Британской Энциклопедии.
О подавлении июньского восстания 1848 г. пишет Герцен. Больше подробностей можно найти в книге Шарль Шмидт. "Июньские дни 1848 г.". Л., 1927.
По поводу числа убитых при разгроме Парижской коммуны приводились очень разные цифры. Консервативный журналист Максим Дю Кам утверждает, что число убитых на баррикадах и расстрелянных национальными гвардейцами равно 6600 (м. Du Camp, "Les Convulsions de Paris" т. I, Париж, 1881). Эта цифра явно занижена, так как даже маршал Мак-Магон говорит о 15000. Обычно называют цифру от 30000 (Жорж Буржен. "История Коммуны", Л., 1926) до 20000 (Э. Лиссагарэ. "История Коммуны").
Янов о "возрасте" демократии: "Новая…", с. 99. Он же о Белинском как славянофиле: журнал "22", Тель-Авив, 1976, с. 86.
Об ирландской кампании Кромвеля см., например, Михаил Фрейнд. "Die grosse Revolution in England", Гамбург, 1951. Сколько погибло в результате работорговли, оценивает Дю Буа. "The Negro", Лондон, 1915. Число жертв Французской революции из современников оценивал миллионом такой революционер, как Гракх Бабеф ("О системе уничтожения населения, или Жизнь и преступления Каррье" в: Гракх Бабеф. Сочинения. Т. 3, М., 1977, с. 225) и революционер, но позже отошедший от революции Л. М. Прюдом в "Histoire gйnйrale et impartiale…". Из более поздних историков Тэн пишет: "Можно предполагать, что в одиннадцати департаментах запада число убитых всех возрастов и обоих полов приближается к полумиллиону". См. "Происхождение современной Франции", т. IV, кн. V, гл. I (во Франции было тогда 83 департамента).
О числе жертв опричнины см. Р. Г. Скрынников. "Иван Грозный", М., 1965, с. 191.
Филипп Эрлангер в "Le massacre de la St-Barthelemi" приводит различные оценки числа жертв Варфоломеевской ночи. Наименьшую цифру называл Боссюэ: 6000, наибольшую — воспитатель Людовика XIV Перефикс: 100000. Из современников будущий канцлер Генриха IV Сюлли говорит о 60000, историк Ту—о 10000 в Париже и 40000 в провинции, иезуит Бонами 4000 в Париже и 25000 в провинции, протестант Креспин в "Мартирологе" приводит имена 15000 убитых, историограф короля Массон и английские архивы говорят о 2000—3000 убитых в Париже и 10000 в провинции (с. 193—194).
К § 3
Цитаты из Горского: "Вестник РСХД", М 97, с. 61 и 34.
Цитаты из Янова: "Разрядка…", с. 101, 183, 104, 80, 100.
Цитаты из Померанца о том, что "народа больше нет": из его сборников "Квадриллион", "Человек ниоткуда".
Померанц о русском народе и Самодержце: "Сон о справедливом возмездии", "Синтаксис", № 6.
"Русские не имеют истории" — см. Б. Шрагин "Самосознание", с. 261.
Янов о демократии и тоталитаризме: "Новая…", с. 88, 102.
Характеристику английского парламентаризма см. в Werner Sombart. "Der proletarische Sozialismus", Jena, 1924, или Hans Delbruck. "Regierung und Volkswille", а также в его работе "Whigs and Torys" в "Historische und politische Aufsдtze", Berlin, 1887.
Об ограничении власти см. Ш. Монтескье. "О духе законов", кн. II, гл. VI. Политические взгляды создателей американской конституции выпукло описаны в работе лорда Эктона "Political causes of American Revolution" ("Essays in the liberal interpretation of History", Чикаго, 1957, с. 41—94). См. также В. Хабуш. "Die moderne Demokratie", Jena, 1921, c. 51, и Дж. X. Рендал. "The Making of modern mind", Нью-Йорк, 1926, с. 345—350.
В американской политической литературе XVIII и начале XIX в. "демократическая" форма правления противопоставлялась "конституционной" или "свободной".
Схема вырождения в деспотию у Платона — "Государство", 562. Его взгляды на демократию — там же, 557, у Аристотеля — "Политика", 1292 а.
Взгляды Берка: Ed. Burke. "Reflections on the Revolution in France", Нью-Йорк, 1961, с. 138.
Из современных авторов: Ф. А. Хайек. "Law, legislation and liberty" t. 1, "Rules and Orders", Лондон, 1973.
Взгляды Краснова-Левитина и Плюща: "Демократические альтернативы". Плющ о терроризме: "Ответ Т. С. Ходорович", "Континент", № 9, с. 252.
Концепция Янова: "Синтаксис", № 1, Журнал "22", 1978, "Новая…", с. 88, "Разрядка…", с. 141, 85, 86, 80, 83, 21.
К § 4
Две точки зрения на Историю — обе очень древнего происхождения. Платону принадлежит сравнение законодателя с мастером. В "Государстве" и "Законах" он логически разрабатывает план построения идеального государства. С другой стороны, Аристотель считает государство продуктом естественного развития, наподобие семьи ("Политика", 1252а). Я. Бурхард в "Культуре Ренессанса в Италии" считает, что характерным для эпохи Возрождения был взгляд на государство как на искусственное сооружение.
Типичным пониманием государства как "конструкции" является теория "договора" Гоббса — Руссо. Взгляд на государство как "организм" также многократно высказывался, вплоть до попыток построения "социальной физиологии", "социальной анатомии" и применения дарвинизма к общественным явлениям. Обзор этих взглядов см., например, в книге Менгера: Karl Menger. "Untersuchungen űber die Sozialwissenschaften und der politischen Ökonomie". Leipzig, 1883.
В наше время "органическая" точка зрения развита в цитированной выше книге Хайека.
Вообще "органическая" концепция, как правило, ближе историкам, а "механическая" — социологам и политикам (ср. хотя бы современный термин "социальная инженерия").
О роли интеллигенции: Горский. "Вестник РСХД", № 97, с. 52, 53; Шрагин. "В поисках почвы" ("самиздат") и "Противостояние духа", с. 216; Померанц. "Квадриллион" и "Человек из ниоткуда".
Шрагин против демократии: "Синтаксис", № 3, с. 22.
Суммарное изложение основных положений Кошена содержится в небольшой книжечке Augustin Cochin. "Les Societes de pensee et la democratie", Париж, 1921. Подробное изложение, опирающееся на огромный фактический материал — в книге "Les Societes de pensee et Revolution en Bretagne (1788—89)", Париж, 1925. Второй том посвящен исключительно публикации документов. Концепция Кошена не получила (как, впрочем, и следовало ожидать, ввиду ее "нелиберальности") признания большинства историков. Его взгляды относят, как правило, к типу теорий революции как "заговора", что, как мне кажется, представляет их в совершенно искаженном виде.
О влиянии кальвинизма на создание "духа капитализма" имеется классическая работа: Мах Weber. "The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism", Лондон, 1930.
Влиянию на создание духа современной партийной жизни посвящена интересная книга: Михаэль Вальцер. "The Revolution of the saints", Кембридж, Масс. I, 65.
О роли пуритан в английской революции см. Беллок, Хиллер. "Кромвель", Лондон, 1934, и цитированную выше книгу М. Фрейнда.
Характеристика немецкого радикализма: цитированная выше книга Зомбарта, т. I, с. 45—47, и особенно H. von Treitschke. "Deutsche Geschishte im Neunzehnten Jahrhundert", ч. III, гл. 9, Лейпциг, 1885.
Русская публицистика 60—70 гг. XIX в. см.: В. А. Зайцев. "Избранные сочинения" т. I, М., 1934, с. 55, 62, 95, 96. Ю. В. Стеклов. "Чернышевский", М.—Л., 1928, ч. I, с. 158.
Достоевский Ф. М. "Дневник писателя", март 1876 г., май — июнь 1877 г., август 1880 г., январь 1881 г.
Л. Тихомиров. "Начала и концы ("либералы" и террористы)", М., 1890.
К § 5
Выражение "дьявол русской тирании" принадлежит Янову: "Синтаксис", № 6.
Шрагин о "России как жандарме Европы": "Самосознание", с. 56.
О "надеждах" эмиграции см. Амальрик. "Синтаксис", № 3.
По поводу самооценки дореволюционной интеллигенции см. Н. Зернов. "Русское религиозное возрождение XX в." Париж, 1974, "Вехи" (сборник статей о русской интеллигенции), 2-е изд. М., 1909, "Интеллигенция в России", СПб., 1910.
К § 6
По поводу цитат "Они о нас" см. статьи "Горского" (псевдоним) в "Вестнике РСХД", № 97, "Сны Земли" Померанца, "Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?" Амальрика, "Противостояние духа" Шрагина, с. 60, статью Белоцерковского в "Демократических альтернативах", с. 87, Альбом "Les peintures russes contemporaines" Palais des Congrиs; Париж, 1976, картина "Ciel lourd", статью Меерсона-Аксенова в "Самосознании" с. 103, и Амальрика в "Синтаксисе" № 3, с. 73.
Национально окрашенные цитаты Янова см. "Разрядка…", с. IX, "Новая…", с. 12—16, 31, 160, 177—180, 28, 177. Журнал "22", Тель-Авив, 1978.
Н. Я. Мандельштам, что "евреи — это и сеть интеллигенция" — "Вторая книга воспоминаний", Париж, 1972, с. 119, 567—68. Аналогичные мысли Хазанова: "Запах звёзд", Тель-Авив, с. 291, 284, 296, 278.
Шрагин о "национальном складе" интеллигенции: "Противостояние духа", с. 30.
Янов о желательности "нового Баруха": "Разрядка…", с. 88. Померанц о миссии Израиля: "Сны земли" ("самиздат").
К § 7
"Революцию делали не одни евреи" — "Вестник РСХД", № 97, с. 6.
Пьеса "Утомленное солнце" — "Время и мы", Тель-Авив, 1976, № 7.
Померанц о "проклятом вопросе": "Сон о справедливом возмездии", "Синтаксис", № 6.
Сборник статей "Россия и евреи"; переиздан в Париже в 1978 г. См. также Ф. Светов "Отверзи мне двери", Париж, 1978, статьи Бергмана и Дон-Левина в журнале "22", Тель-Авив, 1978, статью А. Суконина в "Вестнике РХД", № 123.
Померанц об "опасном слове": "Сон о справедливом возмездии", "Синтаксис", № 6.
Янов: обвинение в антисемитизме как атомная бомба — "Синтаксис", № 6.
Отрывок из статьи Синявского в "Континенте", № 1, касающийся "русского антисемитизма", переведен в "The New York Review of books", апрель 1976. Другая статья того же автора на ту же тему — "Синтаксис", № 2, с. 19.
К § 8
Цитаты из сборника "Россия и евреи" в начале параграфа взяты из статей Н. О. Левина (с. 109) и И. О. Бикермана (с. 22—23).
Обзор революционной эмиграции 80-х гг. см. "Хроника социалистического движения в России в 1878—1887 гг.". Публикация материалов министерства внутренних дел, М., 1917, с. 325—333.
Показания Азева: "Былое", № 1, июль 1917 г.
Обширные статистические данные находятся в книге: А. Дикий. "Евреи в России и в СССР", Нью-Йорк, 1967. В книге встречаются неточности, но не тенденциозные: в целом обрисованная там картина, по-видимому, соответствует действительности.
Рассказ Шульгина о его впечатлениях времён гражданской войны: "Что нам в них не нравится", Париж, 1929.
Недавно на Западе опубликована книга двух английских журналистов, посвящённая расстрелу царской семьи: А. Саммерс и Т. Мангольд. "The File on the Tsar", 1976. См. особенно с. 88 и 185—187.
Список руководства ОГПУ—НКВД — в кн. Р. Конквеста "The great terror".
Выступления против "великодержавного шовинизма" см. "XII съезд Российской Коммунистической Партии (большевиков) 17—25 апреля 1923 г." М., 1923. Там же, в ряде выступлений термин "Русопяты" (см. с. 553—567, 517, 562—566, 159, 526, 544).
Стихотворения Безыменского: Альманах "30 дней", 1925, № 9, другие — "Правда", 13 августа 1925 г. и тот же альманах "30 дней", 1930, № 8.
Плющ о Кутузове как "реакционере" — "Демократические альтернативы" (Беседа с Леонидом Плющом).
Биография Троцкого с характеристикой его национальных чувств: Джоэль Кармайкл "Троцкий", Иерусалим, 1980 (сокращенный перевод с английского).
Взгляды Хаима Житловского и Шарля Раппопорта: "Время и мы", Тель-Авив, 1976, № 11.
Об Азеве и вообще эсерах см. Б. Николаевский "Azeff the spy", Нью-Йорк, 1934, с. 69 и 88.
Рассказ М. Н. Покровского — в его книге "Очерки по истории революционного движения в России XIX и XX веков", М., 1924, с. 152.
Рассказ Витте о его встрече с Шиффом: Граф С. Ю. Витте. "Воспоминания", т. I, Л. 1924, с. 360. Дополнение Шульгина: "Что нам в них не нравится". Он ссылается на "Б'най Б'рит ньюз", т. XII, № 9.
Отчет о выступлении Лёба опубликован, например, в газете "Филадельфия пресс", 19 февраля 1912.
К § 9
Макс Вебер об истории еврейского "гетто": см. М. Weber. "Gesammellte Aufsдtze zur Religionssoziologie". т. III; "Das antike Judentum", Tьbingen, 1923.
Молитва, которую приводит Макс Брод: М. Brod. "Joh. Reuchlin und sein Kampf" (Stuttgart — Berlin — Mainz, 1965, с. 263). Он говорит, что видел эту молитву в молитвеннике своей матери.
Мысли Лассаля: Ф. Лассаль. "Дневник", Петроград, 1919, с. 112, Мартова: Ю. Мартов. "Воспоминания социал-демократа", "Новь", М., 1924, с. 23.
Стихи Бялика — Бялик. "Песни и поэмы", перевод с еврейского Б. Жаботинского, 2-е издание, СПб., 1912, с. 85, 119, 171, 181.
Статья из израильского журнала: Шмуль Мушник. "Мэнора", № 22, VIII год изд., Иерусалим, 1980, из канадского: Гиндин. "Современник", № 34 Торонто, 1978, с. 209.
Цитаты из книги "Россия и евреи", с. 117, 228.
К § 10
По поводу рабочего законодательства в России конца XIX — начала XX в. см., например, Б. И. Литвинов-Валинский. "Фабричное законодательство и фабричная инспекция в России". Изд. II, СПб. 1894.
П. А. Хромов. "Экономическое развитие России в XIX—XX веках", М., I960, с. 350—354.
Общую атмосферу правительственных мероприятий в рабочем вопросе перед мировой войной характеризует "Заключение межведомственного совещания об изыскании мер против забастовок". "Красный Архив", № 34, 1929.
[1]Приведем самые краткие сведение об авторах тех произведений, которые будут здесь обсуждаться. Г. Померанц — советский востоковед. В сталинское время был арестован. Свои исторические общественные взгляды он излагал в сборниках работ, распространявшихся в Самиздате, а потом изданных на Западе, а также в лекциях и докладах на семинарах. Несколько его статей появилось на Западе в журналах, издаваемых на русском языке.
[2]А. Амальрик учился на историческом факультете МГУ, потом сменил ряд профессий. Вскоре после опубликования указанной выше работы был арестован и осужден на три года, а когда срок почти отбыл — вторично осужден лагерным судом. После заявления, разъясняющего его взгляды, был амнистирован и эмигрировал.
[3]Б. Шрагин — кандидат философских наук. Был членом КПСС и даже секретарем своей организации. Опубликовал под различными псевдонимами ряд статей в Самизадате и за границей. За подписи под несколькими письмами протеста был исключен из партии и эмигрировал. В эмиграции участвовал в сборнике "Самосознание" и писал в эмигрантских журналах.
[4]А. Янов — кандидат философских наук и журналист. До эмиграции был членом КПСС и любимым автором журнала "Молодой коммунист". После эмиграции — профессор университета в Нью-Йорке, советолог. Опубликовал большое число работ в англо- и русскоязычных журналах и газетах.
[5]Р. Пайпс (Пипес или Пипеш) — выходец из Польши, американский историк. Считается ведущим специалистом по русской истории и советологом. Ближайший советник бывшего президента Рейгана.
[6]В отличие от Бердяева и повторяющих его мысль цитированных выше авторов современные профессиональные историки, по-видимому, эту концепцию не поддерживают. Обширная литература, посвященная этому вопросу сходится на признании того, что концепция "Москва — Третий Рим" даже в XVI веке никак не влияла на политическую мысль Московского царства, а последние её следы обнаруживаются в XVII веке.
[7]Мы сохраняем правописание подлинника, хотя речь идёт, по-видимому, о понятии архетипа, принадлежащем К. Юнгу.
[8]На это много лет назад обратил моё внимание А. И. Лапин.
[9]По некоторым данным, гораздо больше.
[10]А. Краснов (А. А. Левитин) — церковный деятель, принимавший в 20-х годах активное участие в движении "обновленцев", направленном на раскол православной Церкви: был секретарем руководителя этого движения А. Введенского. После того как движение "обновленцев" сошло на нет, вернулся в православную Церковь, в связи с его церковной деятельностью был арестован. В 1960-е годы протестовал против массового закрытия церквей при Хрущеве. Был вновь арестован и осужден на 3 года. Отбыв срок, эмигрировал. В нескольких работах развивает идеи объединения христианства с социализмом.
[11]Л. Плющ — марксист, но критически относящийся к некоторым сторонам советской жизни. Написал несколько работ в этом духе, был членом "инициативной группы по охране прав человека". Был арестован, признан невменяемым и помещен в психиатрическую больницу. Его арест вызвал широкое движение на западе (…) Плющ был освобожден, эмигрировал и продолжает развивать на Западе свои марксистские взгляды.
[12]Любопытно, что при этом автор как раз сам отстает от развития западной мысли. "Европоцентристская" точка зрения Померанца на Западе в основном преодолена, рассматривается как отражение империализма XIX века и, вероятно, была бы с возмущением отвергнута, если бы ее пытались применить к какой-нибудь африканской стране.
[13]Генерал Макартур был главнокомандующим американскими оккупационными силами в Японии.
[14]Хотя, казалось бы, какой это жандарм, если его только и делают, что бьют? Видимо, здесь сказалось желание уязвить Россию сразу двумя аргументами, хотя и противоречащими друг другу.
[15]А ведь широко дискутируются и более изысканные проблемы: право на свободный выбор месяца эмиграции (на три месяца раньше или позже), право на свободный выбор вызова (по американскому или израильскому вызову эмигрировать?).
[16]А. Д. Синявский в 60-е годы опубликовал на Западе под псевдонимом Абрам Терц несколько рассказов и повестей. Был судим и осужден на 5 лет. Отбыв 4 года, был амнистирован и эмигрировал. В Париже был одним на организаторов журнала "Континент". Опубликовал несколько книг, из которых прогулки с Пушкиным" имели успех скандала (типичная рецензия: "Прогулки хама с Пушкиным"). Сейчас издаёт в Париже журнал "Синтаксис".
[17]В. Белоцерковский — недавний эмигрант, участник сборника "Демократические альтернативы" и автор публицистических работ. Живет в ФРГ, возбуждал против нескольких других публицистов процессы по обвинению в антисемитизме (в ФРГ есть соответствующий закон), но не выиграл их.
[18]М. Г. Меерсон-Аксенов — по образованию историк. Опубликовал в Самиздате и на Западе (частично под псевдонимами) несколько работ. Эмигрировал и окончил в США семинарию. Рукоположен в сан священника Американской Православной Церкви.
[19]Прошу извинения за пропуск в цитате, но как-то не выписывается грязное ругательство, употреблённое автором.
[20]Именно этими эмоциями, а не элементарной неграмотностью следует, вероятно, объяснить те грубые логические и фактические ошибки, на которые мы обратили внимание в §2. Неправдоподобно, например, чтобы Янов полагал, будто Белинский — "классик славянофильства". Скорее всего это проявление брезгливого отталкивания, когда и славянофилы и западники одинаково омерзительны.
[21]Это не пустые слова — его книга пропитана отвращением к России и русским, выплескивающимся почти на каждой странице.
[22]Вот один из бесчисленных примеров. В передаче от 29 апреля 1979 г. "Голос Америки" начал сводку последних известий с сообщения о том, что четыре еврея, осуждённые в СССР за попытку угона самолёта и теперь амнистированные, прибыли в Израиль. "Их освобождение рассматривается как попытка Москвы добиться расширения советско-американской торговли". Все уже так приучены, что никому не надо объяснять, какое же отношение имеет освобождение четырёх еврейских террористов к советско-американской торговле? И никого не удивляет, что госдепартамент организует пресс-конференции террористам, что их принимают высшие официальные лица США, они выступают в английском парламенте.
[23]Кажется, его фамилию надо произносить Азев, а не Аз'еф.
[24]Довольно откровенной попыткой затемнить именно этот аспект екатеринбургской трагедии является недавняя книга двух английских журналистов. Но по другому поводу мы узнаем из нее, что на стенах дома, где произошел расстрел царской семьи, были обнаружены надписи на идиш!
[25]В. С. Гроссман — советский писатель и публицист, вместе с Эренбургом и Заславским был руководящим пропагандистом сталинского времени. Одновременно, втайне, написал несколько книг, которые были опубликованы после его смерти, в одной из них, "Все течёт", он, сурово развенчивая Сталина и Ленина, очень сочувственно отзывается о Троцком (оттуда и взяты приведенные выше цитаты), в той же книге он утверждает, что вся русская история — это история рабства, что русская душа — тысячелетняя раба, извратившая занесенные с Запада свободолюбивые идеи (хотя в своей официальной публицистике военного времени он говорил совсем другим языком: в русской душе он видел "неистребимую, неистовую силу", "железную аввакумовскую силу, которую нельзя ни согнуть, ни сломить" и т. д.) Таким образом, В. Гроссмана можно рассматривать как предшественника того течения, которое является предметом рассмотрения настоящей работы.
[26]Автор несколько преувеличивает: партия эсеров образовалась из слияния нескольких организаций, в числе которых был и вышеупомянутый "Союз".
[27]В судьбе Азева вообще много загадочного. Почему после разоблачения он не был убит, в то время как партия казнила за гораздо меньшие проступки, только попытки предательства (например, Гапона)? Считалось, что он скрывается, но Бурцев нашел его и взял у него интервью! Азев умер своей смертью в 1918 г. Трудно придумать иное объяснение чем то, что руководство партии знало о его сотрудничестве с властями и санкционировало его на определенных условиях.
[28]III книга Ездры не входит в еврейский канон: она относится к течению еврейской апокалиптики. Считается, что начало и конец есть вставки христианского переписчика, а центральная часть (откуда взяты цитаты) воспроизводит первоначальный иудейский материал (см., напр. "Библейский словарь" Дж. Гастингса).
[29]Автор, по-видимому, совершенно на чувствует иронии того, что он обвиняет в "порывах ненависти" кого-то другого, хотя его самого в этом вряд ли можно превзойти.
[30]Конечно, живущие здесь, в окружении русских, авторы не всегда могут себе позволить такой силы выражений, как в произведениях эмигрантской литературы, процитированных в предыдущих параграфах. Обычная форма такова, что можно еще и поспорить: это пьяница, хулиган, тупой чинуша вообще не только русский. Но говор-то у них чисто русский. И имена — коренные русские сейчас даже редко встречающиеся. А ведь, например, Галичу (Гинзбургу) куда лучше должен был бы быть знаком тип пробивного, умеющего втереться в моду драматурга и сценариста (совсем не обязательно такого уж коренного русака), получившего премию за сценарий фильма о чекистах и приобретающего славу песенками с диссидентским душком. Но почему-то этот образ его не привлекает.
[31]Клака — люди, нанятые для аплодирования артистам или освистывания их, чтобы создать впечатление успеха или провала спектакля. — Ред.
К предыдущей странице К оглавлению К следующей странице