главная
новости
книги
апостасия
ссылки
музыка
обители
србиja
почта
Поиск

Искомое.ru

Ваш именной кирпичик для храма прп. Евфросинии Московской .::Udel3.narod.ru::. ВАШ КИРПИЧИК В ХРАМЕ В С. ПУСТОШЬ

Rambler's Top100 Православное христианство.ru


Вознесенская Давидова пустынь, май 2007 г.

 

фото 1
 
фото 2
 
фото 3
 
фото 4
 
фото 5
 
фото 6
 
фото 7
 
фото 8
 
фото 9
 
фото 10
 
фото 11
 
фото 12
 
фото 13
 
фото 14
 
фото 15
 
фото 16
 
фото 17
 
фото 18
 

Вознесенская Давидова пустынь рас положена на берегу реки Лопасни, на высокой полугоре, изобилующей белым камнем. Находится она в 60 километрах от Москвы и в 23 километрах от Серпухова, недалеко от станции Лопасни (ныне г. Чехов).

Об основании Пустыни в монастырском синодике, писанном в 1602 году, сделана следующая запись: "в лета 7023 при державе царства Российского Государя и Великого князя Василия Иоанновича Московского и всея Руси при священном архиепископе Варлааме митрополите Московском и всея Руси прииде в сию пустынь старец преподобный отец наш игумен Давид со двумя старцами и двумя простыми мужи мая в 31 день. А Хатунь была всеми волостями и со уездом за князем Василием Семеновичем Стародубским. И яко же пришед и вселися на святое место се и постави церковь во имя боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в пределе поставив церковь Пресвятыя Владычицы нашее Богородицы и Приснодевы Мариям честнаго и славнаго ея Успения, а с трапезою постави церковь во имя иже во святых отца нашего Николы Чудотворца и созда обитель, и постави келии, и созва братию. И преставися преподобный Давид игумен в лета 7037 сентября в 19 день на память святаго великомученика Евстафия и иже с ним".

Преподобный Давид по преданию происходил из рода князей Вяземских и носил в миру имя Даниил. Имея, чуть более 20-ти лет от роду, он оставил суету мира сего и удалился в Пафнутиев Боровский монастырь.

В братии Пафнутиева монастыря, в одно время с преподобнымДавидом, подвизался преподобный Иосиф, будущий основатель Иосифо-Волоцкого монастыря, свидетелем подвигов и праведного жития которого был преподобный Давид. Оба подвижника были близкими друзьями.

В 1515 году преп. Давид, подвизавшийся более сорока лет в Боровском монастыре, оставил сию святую обитель, дабы основать свой монастырь в пустынной местности на берегу реки Лопасни в древней Хутынской волости, куда и пришел с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Кроме построения храмов и келий преп. Давид посадил около своей пустыни липовую рощу.

15 августа 1515 года обитель посетил - незадолго до своей кончины - преп. Иосиф Волоцкий. Он трапезовал с преп. Давидом и братией и наставлял их в слове Божием.

Более полустолетия подвизался преп. Давид в монашестве и был кормильцем-отцом всего окрестного населения. l9 сентября 1529 года он предал Богу свою праведную душу,а честное тело его, изнуренное трудами и подвигами, было погребено, в основанной им пустыни. Над могилой преподобного была поставлена часовня.

В синодике 1602 г. через 75 лет после своей праведной кончины, он именуется преподобным, а в документах 1657-го года кроме того и чудотворцем. Преподобный Давид, полагая основание обители, создал храм в честь Вознесения Господня, Успения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая с трапезою. После праведной кончины преподобного Давида над его могилой была поставлена часовня в честь иконы Божией Матери - "Знамение".

Еще при царе Иоанне Васильевиче (Грозном) была начата постройка каменного храма в честь Вознесения Господня и Успения Пресвятой Богородицы, "а строение было государево". Однако она долгое время оставалась неоконченною. Патриарх Иоаким повелел разобрать эту постройку и на том же месте построить новую каменную церковь Вознесения Господня с приделами Успения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца с теплой трапезою. В 1682 году был выдан антиминс к освящению новопостроенной церкви. В 1732-1740 гг. над гробом преподобного Давида была поставлена каменная колокольня вместо существовавшей ранее деревянной часовни. В 1740 году усердием жены статского советника Микаила Бобрищева-Пушкина Анастасии Васильевны под колокольнею была устроена церковь в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы.

В 1619 году обитель подверглась нашествию литовцев и черкесов, которые стояли в монастыре и предали его пожару и разорению.

До конца 18-го века Давыдова пустынь не отличалась своею материальной обеспеченностью: она имела небольшое количество вотчин, приносивших ей незначительный доход, и всегда нуждалась в средствах для содержания братии и поддержания в порядке своих храмов и прочих зданий. По этой причине она имела мало братии и даже приписывалась к другим монастырям. Обитель в 1657 г. по указу Святейшего патриарха Никона была приписана к новопостроенному Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю, из ведения которого была исключена в 1667 г. по указу царя Алексея Михайловича.

В 1712 г. она была приписана к Чудову монастырю, а в 1721 г. по определению Св. Синода от 28 апреля - к Московскому Златоустовскому. Все земли и скот пустыни, а так же доход от часовни у Арбатских ворот поступили в пользу Златоустовского монастыря. В 1724 г. по определению Духовной Дикастерии была взята в монастырь ризница пустыни. Все это принесло пустыни, конечно, лишь напрасное разорение, на что и было обращено внимание Св. Синода.

В 1727 г. Св. Синод рассуждал о положении Давидовой пустыни и усмотрел, что ей "ввиду ее строений и немалого числа крестьянских дворов можно особно быть, а не в приписке", почему 1З января постановил: "Давидова пустынь от Златоустовского монастыря отрешить и быть ей особо по-прежнему и монахов перевесть пока в тое пустыню, так же взять из оной церковную утварь, хлеб, скот, и прочее, что ныне тамошнего есть на лицо, в тое пустыню возвратить и определить в ней игумена из духовных персон, человека доброжительного и искусного, кого пристойно, и братию по силе Духовного Регламента, чтобы было не менее 30 человек, собрать и держать, как св. правила повелевают неотменно". Из документов 17-18-го веков видно, что в Давидовой пустыне всегда было мало братии. При игумене Савватии (16531657) было предписано указом о сохранении липовой рощи, саженой самим преп. Давидом. По преданию преп. Давид выкапывал липы в лесу и принося их в монастырь, сажал вверх корнями, дабы показать темному местному населению силу молитвы к Богу и Пречистой Его Матери. И по молитвам преп. Давида деревья произрастали. Иноки обители, при производстве новых посадок, сохраняли эту традицию вплоть до закрытия монастыря в 30-е годы нашего столетия.

В Москве с половины 17-го века пустынь имела подворье на 23-х саженях на Ордынке в приходе св. Георгия на Вспорье.

В конце 17-го века была построена часовня у Арбатских ворот (7 июня 1689 г. по указу царей Ио анна Алексеевича и Петра Алексеевича). Часовня существовала до 1841 года. Позже здесь находился двор монастырского подворья.

По штатам 1764 г. Давидова пустынь лишилась своих деревень и пустошей и была оставлена на своем содержании. Однако уже в следующий год её положение значительно улучшилось. По указу консистории от 17 марта 1765 года к Давидовой пустыни была приписана часовня у Москворецких ворот, принадлежавшая упраздненной Морчуговской пустыни. Произошло это при архимандрите Паисии. В часовне находилась древнейшая в России чудотворная икона Всемилостивого Спаса.

Тогда же была приписана к пустыне часовня находящаяся у Калужской заставы и принадлежавшая упраздненному Андреевскому монастырю. Так было положено начало самостоятельности монастыря и обеспечению его в средствах содержания на будущее время. При игумене Филарете в 1732-40-х годах над каменными святыми вратами была выстроена Успенская церковь. Тогда же построена Знаменская церковь со звонницею во втором этаже.

В конце 18-го века (1760-1778 г.) в Давидовой пустыни находилось Хатунское духовное правление.

В 1764 г. все монастыри были разделены на 3 класса, при чем маловотчинные монастыри, а в том числе и Давидова пустынь, были оставлены за штатом, т.е. на своем содержании.

К концу 18-го века Давидова пустынь стала приходить к упадку. Некоторые из её настоятелей были одновременно наместниками Чудова монастыря или же исполняли различные поручения Епархиального начальства, не жили в вверенной их попечению обители, почему и не могли должным образом заботиться о её благосостоянии.

В 1792 г. решено было ввести в пустыни общежитие. Дело это было поручено настоятелю Николо-Пешношского монастыря, иеромонаху Макарию, известного своей строгоподвижнической жизнью. Митрополит Платон питал к о. Макарию любовь и доверие, поручая ему другие обители. Он восстановил 8 обителей, в том числе и Давидову.

26 сентября 1798 г. Платон, митрополит Московский сделал следующее распоряжение: "От Консистории предписать Пешношскому строителю Макарию, чтобы он в Давидовой пустыни завел такое же общежитие, какое в Оптином монастыре, а на каком основании, о том бы нам представил". Старец Макарий представил митрополиту для этой цели бывшего строителя Оптиной пустыни иеромонаха Иосифа и в помощь ему иеромонаха Серафима и еще семь человек из братии. Указом от 17 октября иеромонах Иосиф был определен в строители Давидовой пустыни.

С введением общежития число братии увеличилось. К 1915 г. имелось налицо: настоятель архимандрит, 18 иеромонахов, 7 иеродиаконов, 25 монахов и около 50 послушников. Среди братии всегда были люди украшенные высшими христианскими добродетелями. Например, монах Алексий, служивший на кухне, отличался смирением и обладал даром прозорливости. Он предсказал конец Севастопольской войны.

Такое же смирение имел и монах Алипий, также служивший на кухне. Достоин упоминания юродивый Сергий, келейник архимандрита Иоанникия.

Большим уважением у мирян и духовных лиц Московской епархии пользовался современник митрополита Филарета - игумен Паисий (в миру Петр Иванович Соколов. Годы правления 1843-1854). Некоторые его письма и автобиография, а также письма к нему игумении Марии (Тучковой), основательницы Спасо-Бородинского монастыря, были опубликованы в "Московских Епархиальных ведомостях" за 1875-77 гг., а затем напечатаны отдельной книгой - "Жизнь", как образец высокой духовности и истинного смирения. В Давидовой пустыни он оставил по себе память деятельнейшего и попечительнейшего настоятеля.

В 1804 году при игумене Арсении обветшавшую церковь святителя Николая, смежную с Вознесенским собором, разобрали и построили вновь, отступя от собора с братскою трапезою и кухнею внизу.

В 19-м веке Давидова пустынь особенно благоукрашалась. Воздвигались новые постройки, старые здания исправлялись. Так в соборном храме Вознесения Господня при игумене Иоанникии (1816-1832 г.) был устроен новый иконостас.

В 1833 году игумен Геннадий докладывал митрополиту Филарету о том, что в соборной церкви вместо ветхого устроен новый вызолоченный иконостас. В 1885 году церковь расписывается стенным живописным письмом с исправлением и перезолотою двух клиросов, откосы сделаны из накладного мрамора, а подоконники - из итальянского. В 1888 году сделан новый мозаический пол с амвоном и одной мраморной ступенью итальянского мрамора. В 1891 году внонь перекрыты пять глав и вызолочены червонным золотом. Тогда же церковь расписана масляными красками.

Знаменский храм при архимандрите Иосифе (1865-1884) был разобран до основания и на его месте построен - большего размера. В нём поставлен иконостас ясеневого дерева с иконами художественного письма.

Над местом погребения преподобного Давида усердием Ретроградского купца Николая Ивановича Котова - сооружена новая металлическая высеребренная рака с изображением преп. Давида в серебряной ризе на верху ее. Рака стоила 3000 рублей. Сооружалась она с 1867 по 1870 год. Сооружена копия иконы Всемилостивого Спаса в серебряной вызолоченной ризе ценою в 2000 рублей. Освящение вновь сооруженного храма совершалось 17 сентября 1870 г. митрополитом Московским Иннокентием с архимандритами Пименом Николо-Угрешским и Никодимом Перервенским. В 1886 году на храме вызолочена новая медная глава. В 1891 году церковь расписана масляными красками.

При архимандрите Иосифе церковь Успения отштукатурена внутри и снаружи, расписана стенною живописью и поставлены иконы писаные на холстах. В Никольском храме при игумене Иоанникии на четырех местных иконах были сооружены серебряные ризы по 2О фунтов серебра каждая, усердием крестьянина Иоанна Добрякова. В 1848 году вся церковь была расписана живописью. В 1885 году на горном месте поставлен золоченый киот. От неизвестных благотворителей устроены два золоченых киота по 500 рублей и два - по 1000 рублей. В 1892 году был сооружен новый иконостас.

При игумене Афанасии (1838-1843) старая колокольня была разобрана. Тогда же было начато заготовление материала для построения новой колокольни. Было заготовлено 90000 кирпича. Строение колокольни было совершено заботами настоятеля иеромонаха Паисия. В 1844 г. было положено основание ея, отступя 15 саженей за монастырскую ограду. К 1 августа 1845 г. кладка колокольни была окончена. В 1848 г. был слит колокол в 205 пудов и устроены новые боевые часы. Створки ворот колокольни представляли из себя огромную икону Вознесения Господня. Открывались они раз в году на главный праздник обители и назывались в народе Вознесенскими вратами. От колокольни до Вознесенского собора вела дорожка выложенная мозаикой, как и сам храм Вознесения. Эта дорожка была цела до 50-х годов нашего столетия.

В 1892 году 29 марта на заводе Самгина был отлит колокол в 700 пудов. Перед отливкой был отслужен молебен настоятелем пустыни перед иконой Всемилостивого Спаса. 23 апреля колокол был доставлен в пустынь со станции Шарапова Окота народом, во множестве собравшимся в обители, по случаю воскресного дня. Поднят был колокол 3го мая. Колокол был украшен изображениями Спасителя, Богоматери, Вознесения Господня, Успения Божией Матери, Святителя Николая, преп. Иоанникия, муч. Валентина.

Вместе с благоукрашением святых храмов, поддерживались различные монастырские постройки. Так при игумене Паисии была перенесена западная ограда на 5О саж. и построена угловая башня. В 1848 году был выстроен 2-х этажный братский корпус на 20 келий, построена 3-х этажная угловая башня. В 1853 году между Вознесенской и Никольской церквами устроены ризница с библиотекой, где книг помещено до 500 томов. При игумене Варлааме (1854-65) была выстроена братская баня на реке Лопасне с нижним подземным ходом в неё из монастыря. В 1888 году устроен кирпичный завод. В 1889 году выстроены 2-х этажная гостиница с 16-ю комнатами для богомольцев. В 1890 году построен 2-х этажный каменный странноприимный дом с отделением кухни.

В 1891 году с юго-западной стороны положена монастырская ограда и к ней устроен каменный одноэтажный флигель для престарелых заслуженных старцев. Кроме того в монастыре в середине 19-го века заведен пчельник с такой системой ульев, которая на выставках пчеловодства заслужила в 1867 г. большую серебряную, а в 1868 г. большую золотую медали.

В 1894 году попечением архимандрита Валентина открыта мужская двухклассная церковно-приходская школа, а в 1905 г. - смешанная одноклассная. 1900 год был отмечен построением собора Всемилостиного Спаса. 7 октября собор освятил Митрополит Московский Владимир (Богоявленский) вместе с епископом Серпуховским Анастасием.

В 1913 году 16 июня был освящен храм Всех Святых митрополитом Московским Макарием (Невским).

В 1915 году в обители отмечалось 400-летие со дня основания. Указом Святейшего Синода, от 10 июня 1915 года за №7892, Давидова пустынь возведена на степень второклассного монастыря.

После кончины архимандрита Валентина, последовавшей в апреле 1916 года, настоятелем Вознесенской Давидовой Пустыни был назначен игумен Никон (Соловьев), в последствии епископ Сергиевский, викарий Московской епархии. Последним настоятелем перед закрытием обители был архимандрит Иларий (Бабыкин) уроженец города Серпухова, в течение многих лет бывший настоятелем подворья обители в Москве.

Окончательно обитель была закрыта в октябре 1929 года. Братия обители была частью репрессирована, частью разошлась. После закрытия обители архимандрит Иларий служил в церкви погоста Речма села Новинки Серпуховского уезда. Настоятельский корпус забрали под сельхозтехникум. В братских корпусах разместились общежития для учащихся, в храмах обители, поражавших прежде величием своей красоты - гаражи и склады. В Н Никольском храме был открыт поселковый клуб - новый "очаг культуры " с обязательными антирелигиозными диспутами, кино и танцами. В Успенском храме был спортивный зал, в храме Всех Святых - столовая. На колокольне водрузили красное знамя.

Большое монастырское кладбище, на котором кроме монахов, хоронили мирян (например, князья Оболенские, герой войны 1812 года генерал Дохтуров и др.) было в середине 50-х годов уничтожено, могилы раскопаны, а надгробья пошли на фундамент нового общежития техникума. Почти полностью разрушена ограда монастыря, уничтожены купола на Соборном, Никольском, Знаменском и Всесвятском храмах. Монастырскому комплексу всеми силами предавался "некультовый вид". Даже посёлок выросший рядом с монастырем был символически назван - "Новый Быт". Но выстояли стены монастыря, выстояли сердца и души людей из которых не удалось вытравить веру во Всемилостивого Господа.

В 1992 году жителями поселка была образована православная община, и ей был передан собор во имя Всемилостивого Спаса. Храм был по возможности приведен в порядок, и люди, тянувшиеся душами к Богу, стали там проводить совместные молитвы. Так начался трудный путь к возрождению монастыря.

Источник прп. Давида
Храм Рождества Пресвятой Богородицы, Талеж

фото 1
 
фото 2
 
фото 3
 
 
фото 4
 
  фото 5
 

Недалеко от монастыря, в деревне Талеж находится подворье пустыни. Там из-под земли исходит обильный источник родниковой воды, освященный во имя преподобного Давида. Усердием благодетелей построен храм Преподобного Давида, купальня и звонница. В 2003 году для большего удобства была построена еще одна купальня. С каждым годом источник приобретает всё большую известность, всё большее количество паломников приезжают испить целебной воды в источнике. Много исцелений по молитвенному предстательству Преподобного Давида происходит на Святом источнике.

 

[ вернуться ]

 
 


¤Vera-tvoya¤
2004-2008

Hosted by uCoz