Вознесенская Давидова пустынь, май 2007 г.
Вознесенская Давидова пустынь рас положена на берегу реки Лопасни, на высокой полугоре, изобилующей белым камнем. Находится она в 60 километрах от Москвы и в 23 километрах от Серпухова, недалеко от станции Лопасни (ныне г. Чехов).
Об основании Пустыни в монастырском синодике, писанном в 1602 году, сделана следующая запись: "в лета 7023 при державе царства Российского Государя и Великого князя Василия Иоанновича Московского и всея Руси при священном архиепископе Варлааме митрополите Московском и всея Руси прииде в сию пустынь старец преподобный отец наш игумен Давид со двумя старцами и двумя простыми мужи мая в 31 день. А Хатунь была всеми волостями и со уездом за князем Василием Семеновичем Стародубским. И яко же пришед и вселися на святое место се и постави церковь во имя боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в пределе поставив церковь Пресвятыя Владычицы нашее Богородицы и Приснодевы Мариям честнаго и славнаго ея Успения, а с трапезою постави церковь во имя иже во святых отца нашего Николы Чудотворца и созда обитель, и постави келии, и созва братию. И преставися преподобный Давид игумен в лета 7037 сентября в 19 день на память святаго великомученика Евстафия и иже с ним".
Преподобный Давид по преданию происходил из рода князей Вяземских и носил в миру имя Даниил. Имея, чуть более 20-ти лет от роду, он оставил суету мира сего и удалился в Пафнутиев Боровский монастырь.
В братии Пафнутиева монастыря, в одно время с преподобнымДавидом, подвизался преподобный Иосиф, будущий основатель Иосифо-Волоцкого монастыря, свидетелем подвигов и праведного жития которого был преподобный Давид. Оба подвижника были близкими друзьями.
В 1515 году преп. Давид, подвизавшийся более сорока лет в Боровском монастыре, оставил сию святую обитель, дабы основать свой монастырь в пустынной местности на берегу реки Лопасни в древней Хутынской волости, куда и пришел с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Кроме построения храмов и келий преп. Давид посадил около своей пустыни липовую рощу.
15 августа 1515 года обитель посетил - незадолго до своей кончины - преп. Иосиф Волоцкий. Он трапезовал с преп. Давидом и братией и наставлял их в слове Божием.
Более полустолетия подвизался преп. Давид в монашестве и был кормильцем-отцом всего окрестного населения. l9 сентября 1529 года он предал Богу свою праведную душу,а честное тело его, изнуренное трудами и подвигами, было погребено, в основанной им пустыни. Над могилой преподобного была поставлена часовня.
В синодике 1602 г. через 75 лет после своей праведной кончины, он именуется преподобным, а в документах 1657-го года кроме того и чудотворцем. Преподобный Давид, полагая основание обители, создал храм в честь Вознесения Господня, Успения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая с трапезою. После праведной кончины преподобного Давида над его могилой была поставлена часовня в честь иконы Божией Матери - "Знамение".
Еще при царе Иоанне Васильевиче (Грозном) была начата постройка каменного храма в честь Вознесения Господня и Успения Пресвятой Богородицы, "а строение было государево". Однако она долгое время оставалась неоконченною. Патриарх Иоаким повелел разобрать эту постройку и на том же месте построить новую каменную церковь Вознесения Господня с приделами Успения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца с теплой трапезою. В 1682 году был выдан антиминс к освящению новопостроенной церкви. В 1732-1740 гг. над гробом преподобного Давида была поставлена каменная колокольня вместо существовавшей ранее деревянной часовни. В 1740 году усердием жены статского советника Микаила Бобрищева-Пушкина Анастасии Васильевны под колокольнею была устроена церковь в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы.
В 1619 году обитель подверглась нашествию литовцев и черкесов, которые стояли в монастыре и предали его пожару и разорению.
До конца 18-го века Давыдова пустынь не отличалась своею материальной обеспеченностью: она имела небольшое количество вотчин, приносивших ей незначительный доход, и всегда нуждалась в средствах для содержания братии и поддержания в порядке своих храмов и прочих зданий. По этой причине она имела мало братии и даже приписывалась к другим монастырям. Обитель в 1657 г. по указу Святейшего патриарха Никона была приписана к новопостроенному Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю, из ведения которого была исключена в 1667 г. по указу царя Алексея Михайловича.
В 1712 г. она была приписана к Чудову монастырю, а в 1721 г. по определению Св. Синода от 28 апреля - к Московскому Златоустовскому. Все земли и скот пустыни, а так же доход от часовни у Арбатских ворот поступили в пользу Златоустовского монастыря. В 1724 г. по определению Духовной Дикастерии была взята в монастырь ризница пустыни. Все это принесло пустыни, конечно, лишь напрасное разорение, на что и было обращено внимание Св. Синода.
В 1727 г. Св. Синод рассуждал о положении Давидовой пустыни и усмотрел, что ей "ввиду ее строений и немалого числа крестьянских дворов можно особно быть, а не в приписке", почему 1З января постановил: "Давидова пустынь от Златоустовского монастыря отрешить и быть ей особо по-прежнему и монахов перевесть пока в тое пустыню, так же взять из оной церковную утварь, хлеб, скот, и прочее, что ныне тамошнего есть на лицо, в тое пустыню возвратить и определить в ней игумена из духовных персон, человека доброжительного и искусного, кого пристойно, и братию по силе Духовного Регламента, чтобы было не менее 30 человек, собрать и держать, как св. правила повелевают неотменно". Из документов 17-18-го веков видно, что в Давидовой пустыне всегда было мало братии.
При игумене Савватии (16531657) было предписано указом о сохранении липовой рощи, саженой самим преп. Давидом. По преданию преп. Давид выкапывал липы в лесу и принося их в монастырь, сажал вверх корнями, дабы показать темному местному населению силу молитвы к Богу и Пречистой Его Матери. И по молитвам преп. Давида деревья произрастали. Иноки обители, при производстве новых посадок, сохраняли эту традицию вплоть до закрытия монастыря в 30-е годы нашего столетия.
В Москве с половины 17-го века пустынь имела подворье на 23-х саженях на Ордынке в приходе св. Георгия на Вспорье.
В конце 17-го века была построена часовня у Арбатских ворот (7 июня 1689 г. по указу царей Ио анна Алексеевича и Петра Алексеевича). Часовня существовала до 1841 года. Позже здесь находился двор монастырского подворья.
По штатам 1764 г. Давидова пустынь лишилась своих деревень и пустошей и была оставлена на своем содержании. Однако уже в следующий год её положение значительно улучшилось. По указу консистории от 17 марта 1765 года к Давидовой пустыни была приписана часовня у Москворецких ворот, принадлежавшая упраздненной Морчуговской пустыни. Произошло это при архимандрите Паисии. В часовне находилась древнейшая в России чудотворная икона Всемилостивого Спаса.
Тогда же была приписана к пустыне часовня находящаяся у Калужской заставы и принадлежавшая упраздненному Андреевскому монастырю. Так было положено начало самостоятельности монастыря и обеспечению его в средствах содержания на будущее время.
При игумене Филарете в 1732-40-х годах над каменными святыми вратами была выстроена Успенская церковь. Тогда же построена Знаменская церковь со звонницею во втором этаже.
В конце 18-го века (1760-1778 г.) в Давидовой пустыни находилось Хатунское духовное правление.
В 1764 г. все монастыри были разделены на 3 класса, при чем маловотчинные монастыри, а в том числе и Давидова пустынь, были оставлены за штатом, т.е. на своем содержании.
К концу 18-го века Давидова пустынь стала приходить к упадку. Некоторые из её настоятелей были одновременно наместниками Чудова монастыря или же исполняли различные поручения Епархиального начальства, не жили в вверенной их попечению обители, почему и не могли должным образом заботиться о её благосостоянии.
В 1792 г. решено было ввести в пустыни общежитие. Дело это было поручено настоятелю Николо-Пешношского монастыря, иеромонаху Макарию, известного своей строгоподвижнической жизнью. Митрополит Платон питал к о. Макарию любовь и доверие, поручая ему другие обители. Он восстановил 8 обителей, в том числе и Давидову.
26 сентября 1798 г. Платон, митрополит Московский сделал следующее распоряжение: "От Консистории предписать Пешношскому строителю Макарию, чтобы он в Давидовой пустыни завел такое же общежитие, какое в Оптином монастыре, а на каком основании, о том бы нам представил". Старец Макарий представил митрополиту для этой цели бывшего строителя Оптиной пустыни иеромонаха Иосифа и в помощь ему иеромонаха Серафима и еще семь человек из братии. Указом от 17 октября иеромонах Иосиф был определен в строители Давидовой пустыни.
С введением общежития число братии увеличилось. К 1915 г. имелось налицо: настоятель архимандрит, 18 иеромонахов, 7 иеродиаконов, 25 монахов и около 50 послушников. Среди братии всегда были люди украшенные высшими христианскими добродетелями. Например, монах Алексий, служивший на кухне, отличался смирением и обладал даром прозорливости. Он предсказал конец Севастопольской войны.
Такое же смирение имел и монах Алипий, также служивший на кухне. Достоин упоминания юродивый Сергий, келейник архимандрита Иоанникия.
Большим уважением у мирян и духовных лиц Московской епархии пользовался современник митрополита Филарета - игумен Паисий (в миру Петр Иванович Соколов. Годы правления 1843-1854). Некоторые его письма и автобиография, а также письма к нему игумении Марии (Тучковой), основательницы Спасо-Бородинского монастыря, были опубликованы в "Московских Епархиальных ведомостях" за 1875-77 гг., а затем напечатаны отдельной книгой - "Жизнь", как образец высокой духовности и истинного смирения. В Давидовой пустыни он оставил по себе память деятельнейшего и попечительнейшего настоятеля.
В 1804 году при игумене Арсении обветшавшую церковь святителя Николая, смежную с Вознесенским собором, разобрали и построили вновь, отступя от собора с братскою трапезою и кухнею внизу.
В 19-м веке Давидова пустынь особенно благоукрашалась. Воздвигались новые постройки, старые здания исправлялись. Так в соборном храме Вознесения Господня при игумене Иоанникии (1816-1832 г.) был устроен новый иконостас.
В 1833 году игумен Геннадий докладывал митрополиту Филарету о том, что в соборной церкви вместо ветхого устроен новый вызолоченный иконостас. В 1885 году церковь расписывается стенным живописным письмом с исправлением и перезолотою двух клиросов, откосы сделаны из накладного мрамора, а подоконники - из итальянского. В 1888 году сделан новый мозаический пол с амвоном и одной мраморной ступенью итальянского мрамора. В 1891 году внонь перекрыты пять глав и вызолочены червонным золотом. Тогда же церковь расписана масляными красками.
Знаменский храм при архимандрите Иосифе (1865-1884) был разобран до основания и на его месте построен - большего размера. В нём поставлен иконостас ясеневого дерева с иконами художественного письма.
Над местом погребения преподобного Давида усердием Ретроградского купца Николая Ивановича Котова - сооружена новая металлическая высеребренная рака с изображением преп. Давида в серебряной ризе на верху ее. Рака стоила 3000 рублей. Сооружалась она с 1867 по 1870 год. Сооружена копия иконы Всемилостивого Спаса в серебряной вызолоченной ризе ценою в 2000 рублей. Освящение вновь сооруженного храма совершалось 17 сентября 1870 г. митрополитом Московским Иннокентием с архимандритами Пименом Николо-Угрешским и Никодимом Перервенским. В 1886 году на храме вызолочена новая медная глава. В 1891 году церковь расписана масляными красками.
При архимандрите Иосифе церковь Успения отштукатурена внутри и снаружи, расписана стенною живописью и поставлены иконы писаные на холстах.
В Никольском храме при игумене Иоанникии на четырех местных иконах были сооружены серебряные ризы по 2О фунтов серебра каждая, усердием крестьянина Иоанна Добрякова. В 1848 году вся церковь была расписана живописью. В 1885 году на горном месте поставлен золоченый киот. От неизвестных благотворителей устроены два золоченых киота по 500 рублей и два - по 1000 рублей. В 1892 году был сооружен новый иконостас.
При игумене Афанасии (1838-1843) старая колокольня была разобрана. Тогда же было начато заготовление материала для построения новой колокольни. Было заготовлено 90000 кирпича. Строение колокольни было совершено заботами настоятеля иеромонаха Паисия. В 1844 г. было положено основание ея, отступя 15 саженей за монастырскую ограду. К 1 августа 1845 г. кладка колокольни была окончена. В 1848 г. был слит колокол в 205 пудов и устроены новые боевые часы. Створки ворот колокольни представляли из себя огромную икону Вознесения Господня. Открывались они раз в году на главный праздник обители и назывались в народе Вознесенскими вратами. От колокольни до Вознесенского собора вела дорожка выложенная мозаикой, как и сам храм Вознесения. Эта дорожка была цела до 50-х годов нашего столетия.
В 1892 году 29 марта на заводе Самгина был отлит колокол в 700 пудов. Перед отливкой был отслужен молебен настоятелем пустыни перед иконой Всемилостивого Спаса. 23 апреля колокол был доставлен в пустынь со станции Шарапова Окота народом, во множестве собравшимся в обители, по случаю воскресного дня. Поднят был колокол 3го мая. Колокол был украшен изображениями Спасителя, Богоматери, Вознесения Господня, Успения Божией Матери, Святителя Николая, преп. Иоанникия, муч. Валентина.
Вместе с благоукрашением святых храмов, поддерживались различные монастырские постройки. Так при игумене Паисии была перенесена западная ограда на 5О саж. и построена угловая башня. В 1848 году был выстроен 2-х этажный братский корпус на 20 келий, построена 3-х этажная угловая башня. В 1853 году между Вознесенской и Никольской церквами устроены ризница с библиотекой, где книг помещено до 500 томов. При игумене Варлааме (1854-65) была выстроена братская баня на реке Лопасне с нижним подземным ходом в неё из монастыря. В 1888 году устроен кирпичный завод. В 1889 году выстроены 2-х этажная гостиница с 16-ю комнатами для богомольцев. В 1890 году построен 2-х этажный каменный странноприимный дом с отделением кухни.
В 1891 году с юго-западной стороны положена монастырская ограда и к ней устроен каменный одноэтажный флигель для престарелых заслуженных старцев. Кроме того в монастыре в середине 19-го века заведен пчельник с такой системой ульев, которая на выставках пчеловодства заслужила в 1867 г. большую серебряную, а в 1868 г. большую золотую медали.
В 1894 году попечением архимандрита Валентина открыта мужская двухклассная церковно-приходская школа, а в 1905 г. - смешанная одноклассная.
1900 год был отмечен построением собора Всемилостиного Спаса. 7 октября собор освятил Митрополит Московский Владимир (Богоявленский) вместе с епископом Серпуховским Анастасием.
В 1913 году 16 июня был освящен храм Всех Святых митрополитом Московским Макарием (Невским).
В 1915 году в обители отмечалось 400-летие со дня основания. Указом Святейшего Синода, от 10 июня 1915 года за №7892, Давидова пустынь возведена на степень второклассного монастыря.
После кончины архимандрита Валентина, последовавшей в апреле 1916 года, настоятелем Вознесенской Давидовой Пустыни был назначен игумен Никон (Соловьев), в последствии епископ Сергиевский, викарий Московской епархии. Последним настоятелем перед закрытием обители был архимандрит Иларий (Бабыкин) уроженец города Серпухова, в течение многих лет бывший настоятелем подворья обители в Москве.
Окончательно обитель была закрыта в октябре 1929 года. Братия обители была частью репрессирована, частью разошлась. После закрытия обители архимандрит Иларий служил в церкви погоста Речма села Новинки Серпуховского уезда. Настоятельский корпус забрали под сельхозтехникум. В братских корпусах разместились общежития для учащихся, в храмах обители, поражавших прежде величием своей красоты - гаражи и склады. В Н Никольском храме был открыт поселковый клуб - новый "очаг культуры " с обязательными антирелигиозными диспутами, кино и танцами. В Успенском храме был спортивный зал, в храме Всех Святых - столовая. На колокольне водрузили красное знамя.
Большое монастырское кладбище, на котором кроме монахов, хоронили мирян (например, князья Оболенские, герой войны 1812 года генерал Дохтуров и др.) было в середине 50-х годов уничтожено, могилы раскопаны, а надгробья пошли на фундамент нового общежития техникума. Почти полностью разрушена ограда монастыря, уничтожены купола на Соборном, Никольском, Знаменском и Всесвятском храмах. Монастырскому комплексу всеми силами предавался "некультовый вид". Даже посёлок выросший рядом с монастырем был символически назван - "Новый Быт". Но выстояли стены монастыря, выстояли сердца и души людей из которых не удалось вытравить веру во Всемилостивого Господа.
В 1992 году жителями поселка была образована православная община, и ей был передан собор во имя Всемилостивого Спаса. Храм был по возможности приведен в порядок, и люди, тянувшиеся душами к Богу, стали там проводить совместные молитвы. Так начался трудный путь к возрождению монастыря.
Источник прп. Давида Храм Рождества Пресвятой Богородицы, Талеж
Недалеко от монастыря, в деревне Талеж находится подворье пустыни. Там из-под земли исходит обильный источник родниковой воды, освященный во имя преподобного Давида. Усердием благодетелей построен храм Преподобного Давида, купальня и звонница. В 2003 году для большего удобства была построена еще одна купальня. С каждым годом источник приобретает всё большую известность, всё большее количество паломников приезжают испить целебной воды в источнике. Много исцелений по молитвенному предстательству Преподобного Давида происходит на Святом источнике.
[ вернуться ]
|