Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь Мордовия, январь 2005 г.
Вид монастыря (фото 1).
Храм Рождества Богородицы (фото 2).
Гостиничный корпус (фото 3).
Из истории монастыря. В 1659 году, в царствование благочестивого Царя Алексея Михайловича, проживал в городе Темникове некто Лука Евсюков, писец и служилый дворянин, которого должность, как сказано в старой книге, была таковая: "летом служил на коне с саблею, а зимой писал в приказной избе". Человек он был молитвенный,мел любовь и особенное усердие к монашескому чину, а потому, владея землею в тихом и живописном месте у излучины реки Мокши, где сосновый бор подступает по некоторой возвышенности к небольшому озеру Санаксар, решил основать здесь монастырь, найдя место сие весьма удобным для уединенной жизни иноческой. Лука Евсюков пригласил из Старо-Кадомского монастыря игумена Феодосия, известного ему своей высокодуховной жизнью, и они, с присоединившимися к ним пустыннолюбцами, построили сначала часовню для отправления в ней молитвенного богослужебного чина, затем стали расчищать лес и устраивать место, приличное к монастырскому пребыванию. Городские Темниковские и уездные разных чинов и звания боголюбивые дети, видя смиренное и добродетельное житие Санаксарских подвижников, обще с ними били челом Святейшему патриарху Иоасафу II о благословении построить им церковь во имя Пречистыя Богородицы, Сретения чудотворной иконы Ея Владимирской. На таковое прошение дана была от Патриарха благославенная грамота: "...аз, смиренный великий господин Святейший Иоасаф, Патриарх Московский и всея Руси, города Темникова и уездных всяких чинов людей благословил - и велел им на тое церковь лес ронить и с того лесу в Санаксарской пустыни церковь новую, во имя Пречистыя Богородицы иконы Ея Владимирския воздвигнуть, и монастырю быть..." Так, собравшееся о Господе малое братство, под руководством игумена Феодосия, положило начало Санаксарской пустыни. Двадцать один год своей подвижнической жизни отдал Санаксару старец игумен Феодосий; в 1681 году по именному повелению Великого Гомударя Феодора Алексеевича и с благословения Святейшего Патриарха Иоакима он, с несколькими Санаксарским братиями, был взят с миссионерскою целью в Иркутское наместничество, где стал основателем двух монастырей у южный берегов Байкала, в Селенгинском уезде: Спасо-Преображенского и Свято-Троицкого,- завершив земной путь подвигомапостльского служения, просвещая бурятские языческие народы светом Христовой Истины. В последующие годы Санаксарская Сретенская пустынь продолжала жить тихой уединенной монашеской жизью: братия была немногочисленна, но среди них были великие подвижники, как например, иеромонах Исаакий, в будущем иеросхимонах Иоанн, начинавший в Санаксаре свое священническое служение и ставший впоследствии основателем и первоначальником знаменитой Саровской пустыни. В конце первого столетия своего существования Санаксарская обитель пришла в упадок и была приписана под смотрение и управление к Саровской пустыни, как ближайшей к Санаксару и притом благоустроенной...
[ вернуться ]
|