НОВЫЯ ГРОЗНЫЯ СЛОВА

отца Иоанна (Кронштадтскаго)

“О Страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающемся”.

1906-1907г., Издательство “СКИТ”

К предыдущей странице        К оглавлению       К следующей странице


 

СЛОВО XIII

В субботу, 5 мая, протоиерей Иоанн Ильич Сергиев служил литургию в С.-Петербургском Иоанновском женском монастыре, при большом стечении богомольцев. В служении участвовали еще 4 священника и 2 диакона. В конце Богослужения высокочтимый пастырь произнес приблизительно следующее поучение.

Сегодня последний день Фоминой недели. Вечером, в день воскресения, Господь Иисус Христос явился ученикам своим при затворенных дверях. Ученики возрадовались, увидевши Господа и получив от Него власть вязать и решить грехи людей. Но среди них в это время не было апостола Фомы. Когда же другие ученики сказали ему, что они видели Господа, то Фома имел смелость ответить: “если не увижу на руках Его язв от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю” (Иоан. 20, 25). И вот это неверие Фомино, по изволению Божию, послужило к яснейшему свидетельству истины воскресения Христова как для самого Апостола, так и для всех христиан. Снисходя к немощной вере Фомы, Господь на восьмой день опять явился ученикам Своим, и сказал неверующему ученику: подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но, верующим. Тогда Фома, уверившись в истине воскресения Христова и Его Божестве, воскликнул: Господь мой и Бог мой! Иисус сказал ему: ты поверил, потому что увидел меня; блаженны не видевшие, но уверовавшие” (ст. 27—29).

К числу этих, называемых Господом блаженными, относимся и мы, братие, когда не видя Господа телесными глазами, однако же, твердо веруем в Него, как Творца, Искупителя и Праведнейшаго Судию и живем по этой вере, особенно же когда вкушаем Его Пречистаго Тела и Крови и через Причащение, хотя невидимо, но действительно соединяемся со Христом. Тогда мы воистину блаженны, ибо через Причащение Господь очищает нас, освящает, укрепляет, просвещает, соединяет с Собою на веки. Божество Христово для достойнаго причастника бывает столь ясно, ощутительно, очевидно, что он, причастившись, дерзновенно говорит вместе с Фомою: Господь мой и Бог мой!

После Фоминой следует неделя, посвященная воспоминанию других неложных свидетельниц воскресения Христова — жен мироносиц. За свою пламенную любовь к Спасителю оне первыя удостоились видеть воскресшаго Христа; женам мироносицам прежде всего явился Воскресший: “Идите, скажите ученикам; идите возвестите братьям Моим” (Мр. 16, 7; Мф. 28, 19).

Кроме этих верных свидетелей воскресения Христа Спасителя силою Божества Своего, Св. Церковь представляет нам безчисленное множество других свидетелей в лице святых Иерархов, мучеников, преподобных, праведных и всех святых, чтимых Церковию в ежедневных Богослужениях. Самое слово мученики (по гречески — мартири) значит свидетели, потому что своим твердым исповеданием, совершенною преданностию Господу, непоколебимым мужеством среди лютых страданий, они засвидетельствовали свою веру в Божество Христово и Его искупительное промышление о людях. И не только в первыя времена христианства, но и далее на протяжении многих веков даже до наших дней, мы имеем множество свидетелей, которые своею жизнию убеждают нас в истинности и спасительности нашей веры.

Казалось бы, как могло существовать неверие при таком обилии свидетелей! Между тем в наши дни появилось множество неверующих как из интеллигенции, так и из простого народа, сбитаго примером людей неверующих на ложный погибельный путь. Как же явилось безбожие и всякий ложныя учения? Это объясняется тем, что многие отпали от Церкви, не хотят читать и слушать Слова Божия, увлекаются духом века сего, который легко порабощает безпечных и невнимательных различным страстям. И вот люди заживо уловлены в сети вражии, гибнут сами и других влекут к погибели, ослабляют устои семьи, общества и государства, хотят поколебать царский престол и внести в страну полный безпорядок, анархию. Главная причина всего этого — неверие.

— Господи! ими же веси судьбами обрати заблуждающихся на путь истины и спасения, потому что страшное наказание ожидает того, “кто попирает Сына Божияя и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет” (Евр. 10, 29).

Дорогие братие и сестры! Будьте же верными последователями Христа, имея пред собою столь многие примеры святой жизни в лице Апостолов, Пророков, Святителей, Мучеников, Преподобных и Святых. “Имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запирающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса Христа” (Евр. 12, 1—2).

Усердно подвизайтесь, братие, для своего спасения; не дремлите, чтобы последний день не застал вас спящими: “бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет сын Человеческий” (Мф. 25, 13). Аминь.

Все присутствующие за Богослужением с великим вниманием слушали слова горячо любимаго наставника, ибо в речи его чувствуется крепкая вера, глубокое убеждение, святая ревность о спасении всех, горячее попечение о лучшем будущем для нашего дорогого отечества. И думалось нам, как было бы хорошо, если бы Святая вера Христова опять восторжествовала над неверием, как в первые века христианства, когда она была светлым, всю душу проникающим чувством, страстным убеждением, которому беззаветно отдавались, за которое жизнь полагали. По свидетельству Апостола “не видев Господа, любили Его и веруя в Него, радовались радостью неизреченною и преславною” (Петр. 1, 3). В наши времена уже крайне редко проявляется этот дух Святаго убеждения.

Мы потеряли это христианское миросозерцание, которое преображает всего человека и под влиянием котораго жили христиане первых времен. О, где ныне эти чистые порывы души, где светлые восторги сердца, святыя минуты горячей молитвы, сердечныя чувства благодатного мира?

Если нет в нас настолько силы духа, чтобы устроить всю жизнь по учению Христову и, идя ровно и мерно, восходить от силы в силу, от совершенства к совершенству, пусть по крайней мере хотя изредка, под влиянием святых впечатлений, является в нас светлое чувство, добрый порыв, победа над страстию. Хоть на время эти чувства внесут свет и отраду в нашу многосуетную душу и дадут испытать сладость иного, лучшаго существования.

Благодарение Господу Богу и ныне посылающему нам эти святыя впечатления через избранных Своих.

 

 


К предыдущей странице        К оглавлению       К следующей странице

 

Hosted by uCoz